|
|
N°25, 13 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Счета раздора
МЭРТ и Минфин не могут найти согласия по НДС-счетам
Минэкономразвития по-прежнему настаивает на отказе от введения НДС-счетов. Позицию министерства довел вчера до журналистов замглавы МЭРТ Аркадий Дворкович. По его словам, в ближайшие дни Минфин внесет в правительство предложения о введении НДС-счетов. В виде приложения к минфиновскому документу в Белый дом поступят и разработки ведомства Германа Грефа. Иными словами, в проблеме придется разбираться аппарату правительства и лично премьеру Михаилу Касьянову. Им надлежит решить, действительно ли исчерпаны все меры административного характера и налогового администрирования для того, чтобы увеличить собираемость НДС, прекратить практику возвращения налога лжеэкспортерам, проводящим свои аферы через так называемые фирмы-однодневки. Или же можно избежать ситуации, когда из-за неумения государства разобраться с жуликами будут страдать все, в том числе честные предприниматели.
В общих чертах механизм действия НДС-счетов таков: их обязаны будут открыть все без исключения организации и индивидуальные предприниматели. Налог будет поступать со счета покупателя на НДС-счет продавца, и один раз в месяц с этого счета будет осуществляться платеж в бюджет. Деньги со спецсчета нельзя будет использовать на иные цели.
Аналитики расходятся в оценке того, необходимо ли вводить НДС-счета. Все говорят о плюсах и минусах предполагаемой системы. Как считает, например, директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская, действительно существующие ныне возможности повысить собираемость НДС исчерпаны и, с точки зрения Минфина, введение НДС-счетов -- шаг оправданный. Ведь, по некоторым расчетам, говорит г-жа Ковалевская, собираемость этого налога сегодня не превышает 60--70%.
С другой стороны, можно понять и Минэкономразвития, которое совсем не горит желанием увеличивать нагрузку на бизнес. А она безусловно повысится. В частности, усложнится бухгалтерский учет, нужно будет контролировать состояние дополнительного банковского счета, обрабатывать больше банковских документов и т.д. Причем, по оценкам аналитиков, больше всего пострадает малый и средний бизнес. Помимо этого, станет сложнее работать и налоговым органам. Поэтому еще не известно, покроют ли увеличившиеся поступления от НДС затраты на поддержание системы дополнительных счетов. Если же издержки будут выше, тогда НДС-счета окажутся абсолютно бессмысленными.
Как сказал газете «Время новостей» аналитик финансовой корпорации «НИКойл» Владимир Терехов, в Минэкономразвития сомневаются в том, что система НДС-счетов будет действенной. По его словам, «у государства нет сил контролировать такую систему». Г-н Терехов считает, что и сегодня существуют возможности поставить заслон лжеэкспортерам, которые вывозят товар только на бумаге, а возмещение по НДС получают исправно. Для этого надо перейти к уплате по методу начисления, то есть платить налог не после поступления денег на счет, а на более ранней стадии -- при выставлении счета-фактуры. Сумма налога от этого не меняется, однако сделает бессмысленными многие схемы, используемые сейчас для ухода от налогов.
Уверенная в необходимости новых мер по сбору НДС, Антонина Ковалевская в то же время полагает, что после введения НДС-счетов работающие в бизнесе экономисты, бухгалтеры, юристы начнут искать возможности для минимизации налога. И успех возможен, ведь все они в конечном счете, как говорит г-жа Ковалевская, «бьются за собственные деньги».
Словом, чиновникам предстоит еще сильно подумать, стоит ли городить огород. Тем более что ни одного положительного опыта функционирования НДС-счетов в мире не существует. Подобные счета введены только в Болгарии, но, как отмечают экономисты, значительного роста налоговых поступлений там не произошло.
Впрочем, даже если Минфину и удастся уломать МЭРТ, тут же разгорятся споры о том, насколько снижать НДС. В том, что это надо делать одновременно с введением НДС-счетов, похоже, не сомневается никто. Но г-н Дворкович вчера сказал, что налог надо снижать с нынешних 18 до 13%. Минфин же вряд ли захочет быть столь радикальным.
Михаил ВОРОБЬЕВ