Время новостей
     N°25, 13 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.02.2004
Полгода с комфортом
В Москве начинается демонстрация высоких трамвайных технологий
На следующей неделе пользующиеся трамваями москвичи смогут принять участие в испытании вагонов нового поколения, отличающихся повышенной комфортностью. О начале «полевых испытаний» модернизированного трамвая корреспонденту газеты «Время новостей» сообщил вчера начальник электротранспортного отдела «Мосгортранса» Виталий Лилько. По его словам, уже в понедельник по улицам столичного микрорайона Строгино начнет курсировать вагон, принципиально превосходящий все уже известные пассажирам модели.

В новом трамвае предусмотрено все для комфортной поездки. Во-первых, для того, чтобы пассажирам было удобнее подниматься в салон, конструкторы снизили высоту подножек и установили дополнительные поручни при входе. Во-вторых, вместо уже привычных обтянутых дерматином или пластиковых сидений в трамвае установлены 33 велюровых кресла. Причем, по словам главного инженера фирмы-разработчика трамвая -- государственного унитарного предприятия «Уралтрансмаш» Владимира Кривовяза, в холодное время года пассажирские сиденья будут подогреваться. По мнению сотрудников «Мосгортранса», комфортабельность вагона не вызывает сомнений. За интересные находки разработчикам можно поставить «отлично».

Однако столичных транспортников гораздо больше привлекает техническая начинка вагона. За работой всех механизмов этого вида транспорта следит бортовой компьютер. Он же ведет автоматическую диагностику электроники и передает информацию о всех неполадках на дисплей в кабине водителя. Компьютер, по словам разработчиков, состоит исключительно из микропроцессорной техники последнего поколения. «Это практически «черный ящик» -- там все записывается и ничего не стирается, -- заявил на недавней презентации чудо-техники главный конструктор трамвая Александр Гейзер. -- В любой момент можно воспроизвести и отработать нештатную ситуацию». Создатели утверждают, что коэффициент полезного действия энергосберегающего тягового привода -- 90 процентов, поскольку при торможении электроэнергия уходит обратно в сеть. Кроме того, при желании управление трамваем можно перепрограммировать с обычного стационарного компьютера.

Первый опытный образец чудо-вагона уже пригнали в столицу. Однако даже опытным вагоновожатым с трудом дается освоение новой техники. Попробовавшие вагон в деле жалуются, что не могут сразу запомнить, как пользоваться всей электронной начинкой. Однако столичные власти это не смущает -- на учебу работникам московских трамвайных депо отведен лишь месяц. Трамвайное начальство полагает, что этого времени для изучения всех тонкостей управления вполне хватит. Однако наслаждаться всеми прелестями комфорта и высоких трамвайных технологий жители северо-запада Москвы будут недолго. Уже через полгода -- после окончания испытаний -- трамвай снимут с маршрута и отправят в депо. Затем специалисты должны подсчитать экономическую целесообразность покупки продукции «Уралтрансмаша».

Появится ли он вновь на улицах столицы, пока неизвестно. По словам г-на Лилько, окончательное решение о закупке вагонов еще не принято. Несмотря на то что в европейских масштабах цена вагона довольно низкая -- 7 млн 200 тыс. руб., в России, если верить представителю «Мосгортранса», можно найти конструкции и дешевле. Например, вагоны петербургского производства, которые, по заверениям г-на Лилько, нисколько не уступают уральским по техническим показателям, стоят на миллион меньше.

Анна ШПАК