|
|
N°25, 13 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Срочные поправки в Уголовный кодекс
Депутаты спешат ужесточить наказание за терроризм
Чтобы доказать президенту готовность новой Госдумы бороться с терроризмом, депутаты решили напугать боевиков-смертников пожизненным заключением. Еще недавно многие из парламентариев не видели практического смысла в ужесточении законодательства. Однако после того как спикер нижней палаты Борис Грызлов дал коллегам такой наказ, они изменили свою точку зрения. По словам председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, поправки к статье 205 Уголовного кодекса (терроризм) будут рассмотрены в первом чтении в следующую среду и, возможно, приняты в целом уже 20 февраля.
Вкратце суть поправок сводится к увеличению сроков наказания всех причастных к террористической деятельности. Даже за угрозу совершения теракта депутаты предлагают давать от 8 до 12 лет лишения свободы (сейчас ч. 1 ст. 205 предусматривает 5--10 лет). Ну а теракты, приведшие к жертвам или совершенные на объектах повышенной опасности (например, на атомных электростанциях), будут наказываться по максимуму. Если сейчас за подобное деяние полагается 10--20 лет, то в случае принятия поправок планка ответственности будет увеличена до 15--20-летнего заключения или пожизненного срока. «Юридическая логика такова, -- пояснил Павел Крашенинников в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- В сегодняшней редакции УК предусмотрено пожизненное заключение за убийство, а за терроризм максимум -- 20 лет. Но ведь очевидно, что терроризм не менее опасное преступление».
Неюридическая логика подобных предложений тоже очевидна. В принципе потребность МВД и прокуратуры в подобных поправках первоочередной не назовешь. Поскольку после каждого теракта, повлекшего человеческие жертвы, возбуждается уголовное дело не только по статье 205 УК, но и по статье 105 (убийство), которая предусматривает пожизненное наказание. И потому подобная корректировка УК является в какой-то степени демонстративным жестом Госдумы, обращенным как к исполнительной власти (все на борьбу с терроризмом!), так и к пособникам шахидов.
Впрочем, не исключено, что, начав с 205-й статьи, парламентарии пожелают расширить применение пожизненного заключения и на другие разделы УК. Поскольку им в любом случае придется пересмотреть 57-ю статью кодекса, провозглашающую пожизненное заключение лишь альтернативной высшей мере наказания -- смертной казни. Сейчас она, как известно, в России не применяется, но формально упоминается в пяти статьях УК: «Убийство», «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», «Геноцид». Когда пожизненное заключение станет самостоятельным наказанием, его использование будет возможно и в других статьях, а не только «террористической». Например, оно может появиться в таких считающихся "чеченскими" статьях, как "Бандитизм" или "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем".
Некоторые же депутаты, как известно, вообще были бы не прочь ставить террористов к стенке. Однако в этом вопросе единства добиться будет трудно даже «Единой России». Павел Крашенинников, например, считает, что восстановление смертной казни противоречило бы взятым Россией на себя международным обязательствам и лишено смысла, поскольку «не жесткость наказания, а его неотвратимость помогает бороться с преступностью». Более того, г-н Крашенинников заявил, что российской Думе предстоит ратифицировать предусматривающий отмену смертной казни 6-й Протокол Европейской конвенции о защите прав человека, и, возможно, он будет вынесен на обсуждение депутатского корпуса уже весной. Менее категорично высказался председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, в недавнем прошлом замглавы МВД. «Надо понять, решит это какие-то проблемы или нет, -- прокомментировал он предложения восстановить смертную казнь. -- Этот вопрос требует глубокого изучения. И это исследование ведется: нужно рассмотреть все аргументы «за» и «против».
В любом случае нынешняя попытка пересмотра действующего законодательства -- далеко не последняя. Борис Грызлов готов помочь своим бывшим коллегам из МВД и несколько развязать им руки. Он заявил, что в дальнейшем возглавляемое им сейчас подразделение -- парламент будет обсуждать превентивные и профилактические меры в борьбе с терроризмом и поправки коснутся не только УК, но и Уголовно-процессуального кодекса. «Эти предложения будут готовиться несколько дольше, но работа над ними завершится не позже следующей недели», -- заверил он. Содержание возможных изменений в УПК уточнил бывший заместитель г-на Грызлова Владимир Васильев, напомнив об уже принятом в первом чтении законопроекте, продлевающим с 10 до 30 суток срок ареста подозреваемых в терроризме до предъявления обвинения.
Юрий КОЛЕСОВ