Вчерашние досрочные выборы в парламент Черногории (77 депутатских мандатов) поставили жителей крошечной общины Плевлья перед необходимостью принять трудное решение. До 1929 года община входила в состав Сербии. За несколько дней до голосования «Общество жителей Плевлья», зарегистрированное в Белграде, обратилось к земляками с призывом провести свой референдум о выходе из состава Черногории, если республика провозгласит независимость. «Мы не собираемся молча наблюдать за тем, как власти Черногории идут сепаратистским путем позора и бесчестия, обрекая народ на нищенское существование в международной изоляции», -- заявляют югославские патриоты, призывающие поддержать общее государство сербов и черногорцев.
Похоже, для жителей Плевльи наступает время приводить ультиматум в исполнение. Опросы общественного мнения накануне выборов свидетельствовали: блок партий со странноватым названием «Победа -- это
Черногория», возглавляемый президентом-индепендистом Мило Джукановичем, переигрывал союз «Вместе за Югославию» в соотношении 41:33. 10--12% голосов социологи отдавали Либеральной партии, лидеры которой так давно и так непримиримо выступают за независимость, что Джуканович даже опасается брать их в союзники. Но на запланированном на лето референдуме о государственной самостоятельности сторонники либералов наверняка поддержат выбор президента, а это означает, что союз Сербии и Черногории не доживет и до конца года. Вчерашние выборы наблюдатели считают последним зондажем общественного мнения, пробой сил накануне решающего сражения.
«Независимость -- это единственный путь развития Черногории, -- заявляет президент Джуканович, которого эта мысль осенила всего лет пять назад, поскольку прежде он, занимая пост премьера республики, верно следовал политике Слободана Милошевича. -- Черногорцы должны сами выстроить свое будущее, свободное от диктата из Белграда». «Мило Джуканович говорит нам о демократии, а вместо этого мы имеем диктатуру и раскол народа, -- не согласен с главой государства лидер блока «Вместе за Югославию» Предраг Булатович. -- В лексиконе президента отсутствуют понятия «честь» и «достоинство», они заменены словами «диктатура» и «криминал». Голосуйте за единство сербов и черногорцев!»
Еще полгода назад Предраг Булатович, один из лидеров Народной социалистической партии, считался верным соратником Милошевича. Октябрьские события в Белграде сделали НСП союзником сербских демократов. Вместе с блоком «Демократическая оппозиция Сербии» партия Булатовича участвует в федеральном правительстве, стойко защищая югославянское единство. Впрочем, несмотря на то что на территории Черногории размещена вторая армия вооруженных сил СРЮ, на силовую помощь из Белграда Булатович и его сторонники не рассчитывают. И это, быть может, самое значительное политическое достижение последних месяцев: Сербия предоставляет Черногории право самой решить свою судьбу. Югославский президент Воислав Коштуница накануне выборов в братской республике еще раз подтвердил: он -- за сохранение межгосударственного союза, но это должен быть брак по любви и по расчету, а не по принуждению.
Население Черногории -- всего 600 тысяч человек, а право принять участие в выборах получили чуть меньше 450 тысяч. По российским меркам это смешно: представьте себе, жители Южного округа столицы проводят референдум о провозглашении независимости от Москвы. Но на Балканах у всех крепкая историческая память: 13 июля 1878 года древнее черногорское княжество, население которого никогда не мирилось с турецкой оккупацией, получило независимость, потерянную затем в 1918 году в связи с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев. В Подгорице и Цетинье любят говорить о том, что в начале ХХ века в Черногории присутствовали послы многих иностранных держав, имела хождение своя валюта -- перпер, а король Никола выдал двух дочерей замуж за представителей императорского дома Романовых. Исторической сентиментальности не лишен и Мило Джуканович, блок партий которого избирательная комиссия зарегистрировала под символическим номером 13. «Черногория существовала до Югославии, Черногория Югославию переживет», -- скандируют сторонники независимости. А политические технологи в штабе президента размышляют, не назначить ли референдум на 13 июля. Как здорово смотрелось бы в школьных учебниках: родина дважды подряд получила самостоятельность в один и тот же день.