|
|
N°25, 13 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лауреаты под снегом
Подведены итоги конкурса «Серебряная камера-2003»
Важнейшим из искусств в Москве остается погода. А вовсе не фотография, как думают некоторые. Случившийся в среду снегопад серьезно подкорректировал церемонию награждения за лучший фоторепортаж о Москве -- «Серебряная камера-2003». В Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской на Остоженке долго ждали патрона конкурса Юрия Лужкова. Мэр не приехал -- то ли через пробки не пробился, то ли другие снежные дела задержали. Дисциплинировано явились номинанты и журналисты -- те, кто пользуется метро. Крошечный помпезный зал очевидно не мог вместить всех конкурсантов и сочувствующую им -- или фотографии, или ее дому -- публику. Потому парадный вход украшал лозунг, извещающий, что трансляцию церемонии можно будет видеть в Доме фотографии (в двух шагах по Остоженке). Улица была расчищена (возможно, к приезду мэра) гораздо лучше прочих. Потому, видно, и добрались по ней пешком, как совсем простые люди, всякие важные гости, большие любители фотографии -- бывший министр Андрей Козырев, «разоритель гнезд Ястржембский» (после его выставки безвременно закрылся Московский центр искусств), директор компании «Бритиш Табакко» Леонид Синельников. Даже Игорь Бутман с саксофоном. Один из спонсоров, редактор журнала «Меню удовольствий» Азамат Цебоев, по уверению Ольги Свибловой, ждал ГАИ. Возможно, на просторах Медведкова, виды которого в исполнении Александра Русова выбрал для награждения своим призом.
Московский стиль -- несуразная пышность зала, черно-белые фотографии на стенах, долгое ожидание высокого начальства -- скрасил отсутствие традиционного для таких случаев концерта. Ни тебе балета, ни Газманова. Все тихо и почти интеллигентно, в полном соответствии с общим призовым фондом -- пятьдесят тысяч условных единиц и небольшая куча дорогой фототехники.
Выставка, предшествовавшая конкурсу, была необычной: серии фотографий украшали лишь названия, без фамилий авторов. Каждый мог почувствовать себя членом жюри или студентом на экзамене. Угадать автора было нелегко: как и в прошлые годы, на общем бледноватом фоне было много работ «под Мухина» или «под Савельева». Зато соблюли объективность и помогли ее соблюсти зрителям, выбиравшим своего любимца. Правда, осталось неясным, кто отбирал работы на выставку: предварительный просмотр в условиях конкурса не значится, а жюри к ее открытию еще не начинало работу. Вряд ли даже по формальным причинам можно было оставить эту работу -- практически полуфинал -- на усмотрение куратора Нины Левитиной. Тем более что жюри в этом году немного уменьшилось, но стало вполне репрезентативным, включив и директора архива кинофотодокументов Людмилу Запрягаеву, и председателя Союза фотохудожников Андрея Баскакова, и директора XL-галереи Елену Селину, и других уважаемых людей.
Среди награжденных -- знакомые лица. Удивила первая премия певца Москвы, ее неземной глянцевой красоты Ильи Кейтельгиссера. Правда, плодовитый автор ныне слегка умерил пафос и на фоне преизобильного темами, сюжетами, точками зрения на столицу, но не изобретательностью и оригинальностью фотографов конкурса снискал признание членов жюри. Другие две премии в «архитектурной номинации» ушли Борису Савельеву и Александру Забрину (ему достался и спецприз журнала Architectural Digest). Выбор кажется справедливым: и по совокупности заслуг мастеров, и потому, что их фотографии, хоть и не подписанные, можно отличить от прочих (мешали лишь многочисленные подражатели Савельева).
Хуже всего сложилось с «Событиями и повседневной жизнью»: никак фотографы не поймут, что это такое -- жизнь. А события довольно успешно снимают ассы из фотоагентств -- но они в «Камере» редко участвуют. Гран-при дали Игорю Мухину -- не оттого, что снял он лучшую свою серию, а оттого, что упражнения коллег и до такого уровня не дотягивали. На безрыбье вторую-третью премию получили Сергей Каптилкин (его наградил и журнал «Огонек») и Виталий Решунов. «Кулисы Московской моды» трактовали как повседневную жизнь (для кого только?), а «Гостиницу Москва» сделали событием.
Главным собирателем наград стал Владимир Мишуков, который представил серии чуть не в каждую номинацию, а иногда и не по одной: помимо Гран-при за «лица» (с лицами у нас традиционно так же плохо, как и с жизнью) он получил еще и специальный приз Банка Москвы «За новый взгляд на новый город», приз от компании «Альфа-Страхование» и едва не лишил Владимир Греви с его прекрасными закатами приза зрительских симпатий. Мишуков видит и снимает не лучше других (иногда и хуже, и банальнее), но он из немногих, кто думает, что снимает и о чем снимает. Свежестью взгляда порадовал на «Камере» новичок -- Георгий Кеймах. Его серия «Метро» -- настоящая история, всем посетителям подземки хорошо знакомая, но увиденная, схваченная, показанная будто впервые. Кеймах работал в трудном жанре -- с толпой, невнятным и безобразным «пассажиропотоком». Получилось хорошо. Могли бы и Гран-при дать, но ограничились специальным призом компании «Ингеоком» «лучшему молодому фотографу» (до 30 лет). Чтоб не задавался, наверное. Еще одну серию -- выделявшуюся профессионализмом и почти заграничной элегантностью (в России до такого уровня за исключением немногих мастеров дотягивают лишь спортивные фотографы) «Девушки: рыбы и птицы» Владимира Вяткина -- отчего-то задвинули. Вяткин получил награду не по чину и не по заслугам -- всего лишь приз зрительских симпатий от компании «Альфа-Страхование».
В тот же день в галерее Марата Гельмана без лишней помпы вручали награды «выдающимся гражданам России» по выбору Совета Современных художников и Нового Правительства Георгия Острецова. Здесь никого не ждали и красивые знаки раздали быстро. Приютивший церемонию Гельман победил прочих меценатов современного искусства -- «за дар Русскому музею произведений искусства из личной коллекции». В номинации «Журналистика» победил по праву основоположник современной русской художественной критики Андрей Ковалев -- его вклад официально признали «бесценным», с чем мы его радостно и поздравляем. Всем бы награжденным его заслуги.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ