|
|
N°24, 12 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В тени имама Хомейни
Иранский юбилей на фоне политического раскола
Вчера в Иране торжественно отмечали 25-летие победы исламской революции. Для президента Мохаммада Хатами и его сторонников из лагеря реформаторов праздник выдался грустным. Накануне торжеств Совет стражей исламской революции, напрямую подчиняющийся духовному лидеру страны аятолле Али Хаменеи, не допустил к участию в запланированных на 20 февраля выборах в парламент 2530 из 8157 претендентов. Это серьезный удар по планам реформаторов, использующих парламентскую трибуну для противостояния давлению клерикалов.
Президент Хатами назвал решение Совета стражей "серьезной угрозой нации", подчеркнув, что "Исламская Республика Иран находится в самом глубоком за всю свою историю кризисе". "Свободные выборы -- это символ демократии, -- заявил вчера Хатами перед собравшимся в центре Тегерана многотысячным митингом. -- Я не знаю, за кем будет победа, но я также не знаю, как обеспечить процветание страны, не следуя по пути реформ". Президент предупредил своих оппонентов из лагеря консервативного духовенства, что своими действиями они настраивают молодежь против ислама.
Вчерашний юбилей сопровождался демонстрациями во всех городах Ирана, прошедшими под официозными лозунгами поддержки исламского строя и приверженности идеям имама Хомейни. Однако в реальности конфликт между консерваторами и реформаторами расколол общественное мнение страны. Консервативную теократию олицетворяет аятолла Хаменеи. Вторым высшим лицом страны является президент Хатами, пытающийся модернизировать исламскую государственность и вписать ее в общемировую систему ценностей. В позиции реформаторов кроются истоки сотрудничества Тегерана с МАГАТЭ и намерения нормализовать отношения с США.
Исламская Республика Иран родилась четверть века назад в результате массовых манифестаций, переросших в вооруженное восстание. С монархией было покончено -- шах Реза Пехлеви, пользовавшийся поддержкой США, эмигрировал в январе 1979 года. 11 февраля возвратившийся из Франции аятолла Хомейни провозгласил победу исламской революции.
После избрания Хатами президентом в 1997 и 2001 годах и победы его сторонников на выборах в меджлис в 2000 году многие иранцы сочли, что до построения гражданского общества уже рукой подать. Но консервативный Совет стражей блокировал более трети законов, принятых парламентом. Мало кто в Иране желает насильственной смены власти, но и в мирные перемены тоже мало кто верит. Либеральные политики и граждане возлагают надежды на относительную свободу местных СМИ, достигнутую усилиями Хатами. Однако издания и журналисты, поддерживающие реформы, подвергаются жестоким гонениям со стороны консервативных судебных властей Ирана.
Александр САМОХОТКИН