|
|
N°24, 12 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слегка виноват
Представителя Центробанка спасло от тюрьмы "изменение обстановки"
Замоскворецкий суд Москвы вчера вынес новый приговор замначальника Главного управления Центробанка РФ по Москве Александру Алексееву -- единственному обвиняемому по нашумевшему в свое время делу о пропавшем кредите почти в миллиард долларов, который сразу после дефолта 1998 года был выдан Центробанком банку «СБС-Агро». Прошлой весной тот же Замоскворецкий суд его полностью оправдал, но теперь г-н Алексеев признан виновным. Он был приговорен к году исправительных работ и отчислению 10% зарплаты в доход государства, но тут же освобожден от наказания в связи с «изменением обстановки». Правда, от чего именно суд освободил банкира, только ли от исправительных работ или еще и от восполнения ущерба, вчера осталось непонятно. По крайней мере адвокат г-на Алексеева Владимир Каталиков вчера на этот вопрос ответить не смог.
Суд посчитал, что со времени совершения г-ном Алексеевым преступного деяния прошло много времени, в стране изменилась экономическая и социальная ситуация, и учел, что все время следствия г-н Алексеев проявлял себя как добропорядочный и законопослушный гражданин. Также судья объявила г-ну Алексееву, что после вступления приговора в силу он может указывать в анкетах, что не судим, -- судимость будет считаться погашенной.
По версии Генпрокуратуры, вина г-на Алексеева состояла в том, что 28 октября 1998 года он, исполняя решение совета директоров ЦБ, подписал генеральное соглашение на открытие банку «СБС-Агро» кредитной линии на общую сумму 7,4 млрд руб. Из этой суммы «СБС-Агро» успел получить 5,8 млрд. Основная часть этих денег, выделенных для оздоровления банка, финансовое положение которого подкосил августовский дефолт, была потрачена, но государству не возвращена. Решением руководства ЦБ РФ представителям «СБС-Агро» изначально были выставлены жесткие условия для получения кредита: назначение на руководящие посты банка кандидатур, одобренных ЦБ, утвержденный ЦБ план финансового оздоровления и т.д. Следователи же выяснили, что как раз эти условия не были соблюдены, то есть кредитная линия «СБС-Агро» г-ном Алексеевым была открыта неправомерно.
Уголовное дело по пропавшему кредиту Генпрокуратура возбудила осенью 2000 года, а в июне 2001 года г-ну Алексееву предъявили обвинение в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК). 20 мая 2002 года Замоскворецкий суд полностью оправдал банкира, не усмотрев в этой истории признаков преступления. Суд тогда согласился с мнением защиты, что согласно закону «О ЦБ РФ» г-н Алексеев не являлся госчиновником. Генпрокуратура это решение опротестовала, приведя решение Высшего арбитражного суда РФ, признавшего Центробанк органом госвласти, и дело было возвращено в Замоскворецкий суд на новое рассмотрение. На новом процессе прокурор требовал для банкира пять «реальных» лет колонии с лишением на три года права занимать госдолжности. Однако и на этот раз суд не признал г-на Алексеева госслужащим, из чего следовало, что он не мог превысить должностные полномочия, поскольку не наделен таковыми. В связи с этим обвинение было переквалифицировано со ст. 286 на ст. 201 УК РФ -- злоупотребление полномочиями.
Адвокат Владимир Каталиков вчера оценил приговор своему клиенту достаточно оптимистично, сказав, что «это не самое худшее, чего можно было бы ожидать». Сам г-н Алексеев заявил журналистам, выйдя из зала суда, что единственное его желание -- «выпить 100 граммов водки и лечь спать». Будет ли банкир обжаловать новый приговор, пока неизвестно. Сам банкир заявил, что этот вопрос он будет решать со своими адвокатами. «Хотя наверняка будет много людей, которые будут отговаривать меня от этого», -- сказал г-н Алексеев.
Ярослав ЗОРИН