Время новостей
     N°24, 12 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2004
"Просто" в рублях
"Мегафон» перешел к расчетам в российской валюте
Столичная сеть «Мегафон» начала подключать абонентов по новому тарифному плану без абонентской платы. Тариф получил название «Просто». Главная его особенность состоит в том, что все цены установлены в рублях. «Платежи за мобильный телефон стали такими же обычными, как и коммунальные. А поскольку большинство людей получает рублевую зарплату, им удобнее вести расчеты в рублях. В регионах уже давно предложены рублевые тарифы, а в Москве такой практики, к сожалению, до сих пор не было», -- говорит помощник генерального директора компании «Мегафон-Москва» Роман Проколов.

Входящие звонки с телефонов «Мегафона» в тарифе «Просто» бесплатны, а вот за звонки с мобильных телефонов других операторов придется платить по 3 руб. за минуту (около 9 центов с учетом НДС). Входящие с городских телефонов обойдутся в 4,5 руб. (13 центов). Исходящие звонки на все мобильные телефоны стоят 3 руб., на городские и областные -- 4,5 рубля.

Аналитик «Атона» Надежда Голубева называет установку цен в рублях «скрытым повышением, ведь в среднесрочной перспективе курс доллара к рублю будет продолжать падать». Согласен с таким мнением и аналитик «НИКойла» Владимир Богданов: «Рублевые цены выгодны не абоненту, а самому оператору, поскольку примерно 50% его расходов (покупка программного обеспечения, зарплата сотрудникам и т.д.) оплачиваются в долларах».

"Вымпелком", по словам PR-директора компании Михаила Умарова, пока не собирается переходить на рубли, а дождется реакции рынка на инициативу "Мегафона".

«Просто» имеет еще одну новацию, но только в рамках «Мегафона». Компания впервые предусмотрела в этом тарифе возможность автоматически продлять на один день срок действия платежа за каждый тарифицируемый звонок. Как известно, в тарифе «Лайт» в отличие от аналогичных предложений МТС и «Би Лайн» срок действия платежа ограничен. Владимир Богданов полагает, что таким образом «Мегафон» пытается стимулировать разговоры абонентов и тем самым повысить доходность с одного пользователя.

«Мегафон» продолжает развивать и неголосовые услуги (доля которых в общем доходе оператора составляет сейчас 14%). В ближайшее время в сети будет запущен сервис мобильного позиционирования, который дает возможность определять местоположение абонентов. Новая услуга позволит одним абонентам следить за другими (естественно, при наличии санкции). Например, родители смогут контролировать, не прогуливают ли их дети уроки в школе.

Услуги по мобильному позиционированию являются частью сервиса, который должны предоставлять сети третьего поколения (3G). В отдаленных планах «Мегафона» -- первой ввести свою сеть в третье поколение. Сегодня «Мегафон», как и другие столичные GSM-операторы, предоставляет услуги на основе технологии высокоскоростной передачи данных GPRS, обеспечивающей доступ в Интернет со скоростью до 120 кбит/с (в теории, на практике пока меньше). Следующий этап развития -- технология EDGE, благодаря которой скорость передачи данных должна повыситься до нескольких сотен килобит в секунду. Возможно, что «Мегафон» минует эту стадию развития и перейдет сразу к 3G (скорость -- до 2 Мбит/с). По крайней мере такого мнения придерживается коммерческий директор «Мегафон-Москва» Эльдар Разроев: «Нет смысла закапывать деньги в промежуточные технологии, не дающие существенного преимущества для потребителей. Уже сейчас можно предоставлять весь сервис, который может быть доступен в EDGE. Нужно сосредоточиться на развитии модельного (для 3G) сервиса. И готовить переход в 3G к моменту, когда будет сформирован спрос на эти услуги. Правда, это случится не раньше 2005 года».

Уже сейчас «Мегафон-Москва» выстраивает свою тарифную политику, ориентируясь на 3G. Во всяком случае именно этим г-н Разроев объясняет дороговизну дополнительного сервиса оператора: «Мы всегда были лидером по внедрению новых услуг. Если абоненту будет нужен самый современный сервис, то он обратится к нам. Другое дело -- цена этих услуг. Но это бизнес, и здесь мы не можем заниматься благотворительностью. Ведь мы не демпингуем, предоставляя голосовой трафик значительно дешевле, чем у конкурентов. Просто для нас приоритетными являются доходы от неголосовых, наиболее современных услуг, которые будут основным источником прибыли операторов сетей третьего поколения».

В России уже есть одна сеть, относящая себя к 3G, -- это «Скайлинк». Однако сегодня этот оператор особого беспокойства у Эльдара Разроева не вызывает: «Скайлинк» -- сейчас самый интересный и перспективный из телекоммуникационных проектов. Однако похоже, персонал, отвечающий за его развитие, не до конца понимает, что оказалось у него в руках. Я задавал им вопрос: «Кого вы считаете своими конкурентами?» Но убедительного ответа так и не получил. Пока они не поймут, с кем им нужно конкурировать, у них ничего масштабного не получится».

Игорь КОРОЛЕВ