|
|
N°23, 11 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аджария освободится от Аслана Абашидзе уже в этом году»
43-летний председатель Республиканской партии Грузии (входит в альянс с правящим «Единым национальным движением») Давид БЕРДЗЕНИШВИЛИ -- лидер политических противников главы Аджарии Аслана Абашидзе. В начале 90-х годов Бердзенишвили, отсидевший два года в мордовских лагерях за антисоветскую деятельность, дважды выигрывал в Батуми мажоритарные выборы в грузинский парламент. Несколько лет спустя сторонники Аслана Абашидзе вынудили его покинуть Аджарию и заниматься политикой исключительно в Тбилиси.
-- Вам принадлежит лозунг «Аджария -- без Абашидзе!». Когда это произойдет?
-- В первой половине этого года. Наш главный ориентир -- сокрушительная победа в Аджарии антиабашидзевских движений 28 марта, на парламентских выборах в Грузии. Мы объединим всю оппозицию в движение «Наша Аджария». Если Аслан сдастся до выборов -- ему же лучше. Иначе в ночь на 29 марта Абашидзе поймет, насколько катастрофично проиграл его «Союз демократического возрождения». Эти выборы станут для него политическим банкротством. После них парламент Грузии признает незаконным существование в Аджарской автономии нынешнего двухпалатного парламента и поста главы автономии, который занимает Аслан Абашидзе. Мы вернем Аджарию к прежней модели -- лидером автономии является председатель Верховного совета. Выборы в парламент Аджарии должны состояться уже летом этого года.
-- Какая модель парламентаризма существует в Аджарии сейчас?
-- Верхняя палата -- сенат, и нижняя палата -- Совет республики. Все 10 сенаторов и 35 парламентариев контролируются Асланом Абашидзе. Там есть пять депутатов якобы от оппозиционных партий, но это марионетки. Абашидзе на своих визитках пишет по-английски «президент Аджарии». Вот вам его амбиции. Но это неконституционно. Противоречит конституции и режим ЧП, который Абашидзе ввел в Аджарии после ноябрьской революции в Тбилиси. Скоро конституционный суд должен признать его незаконным.
-- Что будет дальше с Асланом Абашидзе?
-- Ему лучше убраться из Аджарии. Иначе он будет мечтать о судьбе отправленного на пенсию Шеварднадзе. Если Аслан попытается сфальсифицировать выборы, народ выйдет на улицы. Опыт тбилисских событий уже есть. Не исключено, что его будут судить, но это уже не моя прерогатива.
-- Может ли Абашидзе рассчитывать на помощь Москвы, дислоцированных в Аджарии российских военных?
-- У него уже нет козырей, в том числе «московских». Россия не будет вмешиваться. Сегодня в Грузии иные реалии, и в Москве это понимают. Российские военные пока играют определенную роль. Речь идет о подготовке для Аслана вооруженных группировок и частично передаче им оружия.
-- На какую вооруженную поддержку может рассчитывать нынешний абхазский лидер?
-- Это личная охрана, какие-то народные дружины, которым сейчас раздают оружие. Всего от 700 до 800 человек. Надо сказать, что среди сторонников Абашидзе уже заметен раскол, там понимают, что ситуация меняется.
-- Абашидзе действительно вывозит из Аджарии личное имущество в Россию, Турцию?
-- Не знаю. Но у Аслана и его сторонников есть самые серьезные экономические интересы в Аджарии. Это значит, что наша победа на выборах должна быть впечатляющей настолько, чтобы у него не нашлось повода для провокаций, чтобы сам народ не допустил вооруженных столкновений. В отличие от шеварднадзевских времен Абашидзе сегодня лишен возможности торговаться с центральными властями. Его административные ресурсы уменьшаются. Оппозиция в Аджарии не только мобилизована, но и фактически представляет собой часть новой грузинской власти. Центр больше не предает в автономии патриотов и демократов.
Абашидзе не сможет договориться с Михаилом Саакашвили. Абашидзе убрал бетонные плиты на административной границе автономии, которые пролежали там с начала девяностых. Впервые за многие годы он перечислил деньги в центральный бюджет. Но это его уже не спасет.
-- Вы видите себя на посту главы Аджарии?
-- Нет, не думаю об этом. Мое место -- в парламенте Грузии. Но так, чтобы я оттуда максимально контролировал ситуацию в Аджарии. Чтобы там были мои люди.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Батуми--Тбилиси