|
|
N°23, 11 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Фоккер» не вышел из пике
Иранскую гражданскую авиацию преследуют неудачи
Вчера в эмирате Шарджа, входящем в состав ОАЭ, при посадке потерпел крушение иранский самолет. Погибли 37 пассажиров и шесть членов экипажа. Три человека выжили и находятся сейчас в реанимации, двое из них -- в критическом состоянии. Среди пассажиров были граждане Алжира, Бангладеш, Египта, Индии, Ирана, Камеруна, Непала, Нигерии, Сирии, Судана, Филиппин. Все они возвращались с иранского острова Киш, куда вылетали из ОАЭ для возобновления своих рабочих виз. Власти ОАЭ требуют, чтобы обращающиеся за продлением визы иностранцы покидали пределы страны.
Двухмоторный турбовинтовой самолет местных воздушных линий «Фоккер-50» голландского производства рухнул в трех километрах от посадочной полосы международного аэропорта Шарджа. Генеральный директор департамента гражданской авиации ОАЭ Ганем аль-Хаджери заявил: «Связь с самолетом была нормальной. Никаких сообщений о поломках от экипажа не поступало». Внезапно самолет сорвался в пике и упал примерно в 200 метрах от жилых домов. При ударе о землю он развалился на две части и загорелся. У авиакомпании "Киш эйр" осталось три "Фоккера" и четыре самолета Ту-154М.
Частые авиакатастрофы иранцы привычно списывают на американские санкции, перекрывшие канал поставки запчастей к престарелым «Боингам», купленным еще до свержения шаха в 1979 году. В январе руководство иранской авиации обратилось к США с призывом снять санкции в области авиапромышленности по гуманитарным соображениям -- ведь это позволило бы повысить безопасность на транспорте и сохранить жизни людей.
Самые страшные иранские воздушные трагедии последних лет были связаны с советской техникой, купленной в 90-е годы. В мае 2001 года на борту Як-40 разбился министр транспорта страны Рахман Дадман. Катастрофа рейсового Ту-154М в феврале 2002 года унесла жизни 119 человек. Разбившийся через год (опять-таки в феврале) в горах Ил-76МД похоронил 275 бойцов революционной гвардии. Цепочка трагедий спровоцировала в Иране волну огульной критики в адрес российской техники, зазвучали призывы обратиться к продукции европейского авиастроения.
Теперь жертвой очередной февральской катастрофы стал относительно новый европейский «Фоккер-50», построенный 11 лет назад и переданный «Киш эйр» в 2002 году. Хотя фирма «Фоккер» обанкротилась в 1997 году, часть производства купила голландская компания «Сторк», которая продолжает обслуживать самолеты и снабжать запчастями. Так что на этот раз причиной трагедии могла стать ошибка самих иранских авиаторов, допущенная при обслуживании или пилотировании самолета.
Валентина КУЛЯБИНА, Илья НИКОЛАЕВ