|
|
N°23, 11 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» пришел в Иркутск
Чтобы забрать ковыктинский газ у ТНК-ВР
Активизация «Газпрома» на восточносибирском направлении получила первое документальное закрепление. Председатель правления монополии Алексей Миллер вчера подписал с губернатором Иркутской области Борисом Говориным соглашение о сотрудничестве на пять лет. Однако главная стратегическая цель концерна -- получить контроль над Ковыктинским газоконденсатным месторождением, самым большим в этой части России, -- в нем никак не отражена. И после торжественной процедуры подписания г-н Миллер заявил об этом вполне прямо. В компании ТНК-ВР, которая сейчас владеет 62% акций «РУСИА Петролеум», оператора ковыктинского проекта, говорят, что не собираются расставаться с контрольным пакетом. А участие «Газпрома» хотя и называют «целесообразным» для разработки месторождения, все же связывают с итогом переговоров компаний.
В подписанном вчера соглашении говорится о приоритете газоснабжения российских потребителей, комплексном подходе к освоению нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири, то есть о том, на чем настаивает «Газпром». Правда, губернатор Говорин повел себя дипломатично. «Это не значит, что мы ставим крест на экспорте газа с Ковыкты», -- заявил он. Алексей Миллер был менее сдержан и даже конкретизировал некоторые пункты критики проекта ТНК-ВР. Об экспорте, по его мнению, нельзя говорить, пока не будут заключены долгосрочные контракты. Кроме того, предусмотренная в ТЭО разработки Ковыктинского месторождения норма рентабельности -- лишь 10--12% в транспортной части и 10--20% в сфере добычи -- не устраивает «Газпром». Утилизацию гелия, которым насыщен ковыктинский газ, г-н Миллер оценил в 1,5 млрд долл. неучтенных капитальных вложений в проект. Правда, откуда взялась такая оценка, если сам «Газпром» никакого обоснования по Ковыкте не готовил, в монополии объяснить не смогли. Но главное -- председатель правления монополии открыто сказал то, что до сих пор озвучивалось только неофициально. «Мы не видим себя в качестве миноритарного акционера «РУСИА Петролеум», -- заявил он, дав понять, что готов говорить только о приобретении контрольного пакета. В ТНК-ВР газете «Время новостей» сказали, что не знают ничего об этом, но своей долей довольны и расставаться с акциями не собираются.
Ситуация вокруг Ковыкты все больше напоминает мистерию-фарс, ничего общего с коммерческой сделкой не имеющую. Осенью ТНК-ВР совместно с китайской CNPC и корейской Kogas провела презентацию международного ТЭО проекта, по итогам которой выяснилось следующее. Во-первых, общие капитальные затраты на добычу и транспортировку газа до Китая и Кореи не превысят 17 млрд долл. А во-вторых, договориться с потенциальными потребителями о формуле цены и тем более о ее примерном уровне не удалось. «Газпром» взял гроссмейстерскую паузу, заявив, что пока не изучит тщательно ТЭО, говорить о своем отношении к проекту не будет. Анализ был опубликован две недели назад самым непредсказуемым образом. «Газпром» распространил пресс-релиз, в котором Алексей Миллер лично в пяти пунктах в пух и прах раскритиковал обоснования ТНК-ВР. В частности, было заявлено о том, что экспортная направленность проекта неприемлема и что дело государственной важности -- переориентировать ковыктинский газ на внутренний рынок. В программном выступлении главы «Газпрома» также содержались прозрачные намеки на несоответствие намерений нынешних владельцев лицензии интересам не только «Газпрома», но и государства.
Топ-менеджер и совладелец англо-российской нефтегазовой корпорации Виктор Вексельберг, который ведет переговоры с монополией, ответил на это заявление неделю назад в интервью газете «Время новостей». Суть его выступления сводилась к тому, что ТНК-ВР готова сотрудничать с «Газпромом» в освоении Ковыкты, но при этом не собирается поступаться своими коммерческими интересами. Между строк явно читалось, что г-н Вексельберг не склонен отождествлять интересы монополии с интересами страны.
Чем закончится перетягивание каната, сейчас предсказать довольно сложно. Очень многое зависит от того, как поведут себя госорганы. Действовать с применением грубого административного ресурса «Газпрому» скорее всего не дадут, поскольку вряд ли в планы Кремля входит громкий конфликт с крупнейшей английской корпорацией. К тому же внятного экономически обоснованного проекта разработки Ковыкты у «Газпрома» нет. Есть лишь очевидное желание не дать ему развернуться без участия концерна.
Алексей ГРИВАЧ