|
|
N°22, 10 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мегаскандал из-за мегарегулятора
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) вчера выступило с предложением создать единый государственный орган по надзору за финансовыми рынками на базе ФКЦБ. При этом, как сообщила пресс-служба МЭРТ, в ведомстве Германа Грефа планируют исключить из полномочий мегарегулятора функции банковского надзора, оставив их Центробанку. Предложения согласованы с Минфином и направлены в правительство.
Доклад «О целесообразности создания единого органа по регулированию финансовых рынков» появился вчера на интернет-сайте МЭРТ. Как говорится в документе, Минэкономразвития считает необходимым «обеспечить максимально возможный перенос регулирующих функций на уровень федеральных законов и правительства». А регулирующие функции, перенос которых на указанные выше уровни невозможен, предлагается передать одному из федеральных министерств, «не имеющему надзорных подразделений в сфере финансовых рынков, создав при нем экспертный совет из числа представителей государственных органов и саморегулируемых организаций финансового рынка с правом обязательного предварительного согласования нормативных актов».
Вопрос о создании в России финансового мегарегулятора был поднят в ноябре прошлого года на заседании правительства, когда кабинет рассматривал концепцию развития финансовых рынков. Глава МЭРТ Герман Греф, выступавший тогда с основным докладом (первоначально эта роль отводилась председателю ФКЦБ Игорю Костикову), заявил о возможности передачи ряда функций единому контролирующему органу. Г-н Костиков заметил на это, что российский финансовый рынок для таких существенных преобразований еще не созрел.
То, что предложения Минэкономразвития согласованы с Минфином, означает еще и следующее: ведомство Алексея Кудрина согласилось передать в ведение единого органа функции страхового надзора и регулирования аудиторской деятельности.
Вчерашние действия МЭРТ произвели в ФКЦБ эффект разорвавшейся бомбы. «С ФКЦБ ни документ, ни позиция не согласовывались. Существует определенный регламент правительства по принятию такого рода документов, -- заявили газете «Время новостей» в пресс-службе комиссии. - МЭРТ этот регламент нарушило. Свою позицию по мегарегулятору мы озвучили после заседания правительства. ФКЦБ считает позицию МЭРТ непрофессиональной и комментировать ее по существу не считает нужным».
Участники рынка трактуют позицию ФКЦБ о «несвоевременности» следующим образом. Настоящий «мегарегулятор» предполагает осуществление надзора не только за страховщиками, финансовыми и инвестиционными компаниями, но и за банками. Такое решение для России спорно и само по себе. А в сегодняшней ситуации передача этой функции от ЦБ к ФКЦБ абсолютно нереальна, какой бы радикальной не была предстоящая административная реформа. В этой ситуации страсти вокруг создания мегарегулятора выглядят скорее как аппаратная борьба министров, не связанная с существом дела.
Алексей РОЖКОВ