Время новостей
     N°22, 10 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2004
Борьба с жидкостью двойного назначения
В Твери запретили продажу "парфюмерных напитков"
Спасти вверенный ему регион от одной из самых известных национальных напастей решил свежеизбранный губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Одним из первых его распоряжений после тяжелого января стал указ о запрете на ввоз и реализацию в области спиртосодержащих косметических средств в емкостях более 225 мл. Как уточнили в пресс-службе администрации области, ограничения распространяются на растворы, эмульсии, суспензии и настойки с массовой долей спирта выше 15%. Именно такие парфюмерно-косметические средства, по мнению тверских чиновников, опасны для здоровья людей. По всей видимости, причиной принятия таких строгих мер по отношению к парфюмерии на спирту стало использование ее некоторыми жителями области не по назначению. Ведь, как выразился около года назад в одном из интервью главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, «в Тверской области выпивают столько жидкости для чистки ковров, что хватило бы на все ковры Саудовской Аравии».

С парфюмерным алкоголизмом в нашей стране борются давно. Первым шагом на пути к истреблению этого явления стал в 1999 году запрет на продажу духов в розлив. Если в Европе основными потребителями этой продукции являлись практичные барышни, не желающие переплачивать за красивую упаковку, то в России мелкая тара не устраивала потребителей одеколона «Тройной» и огуречного лосьона.

Между тем, несмотря на все запреты, проблема парфюмерного алкоголизма, по мнению медиков, в некоторых регионах существует до сих пор. Именно этим объясняется рост производства подобных изделий. Выпуск «жидкости двойного назначения» выгоден и предпринимателям, и сильно пьющим гражданам. Одни экономят на акцизных марках и налогах, другие за несколько десятков рублей получают возможность удовлетворить свои потребности. По мнению главного санитарного врача, производством спиртосодержащих жидкостей на все случаи жизни занимается целая отрасль промышленности. Помимо традиционных ликероводочных заводов на массового потребителя работают фармацевтическая, парфюмерная и химическая промышленность. На этикетках некоторых лосьонов и тоников даже можно встретить завлекающее объявление о том, что использованы «спирт этиловый, вода очищенная». Товары же бытовой химии вообще на 90--95% состоят из спирта. Выпускается та же жидкость для чистки ковров или стекол в таре объемом до четырех литров. Средняя цена этой гремучей смеси не превышает 40 руб. за литр. И, как утверждает г-н Онищенко, производители технических спиртосодержащих жидкостей на красивых этикетках тоже прямо намекают на их пищевое предназначение.

Что касается фармацевтической продукции, то там уже которое десятилетие лидером продаж является настойка боярышника. Всего за 13 руб. любители этой 95-процентной настойки, продающейся в 100-граммовых флаконах, надеются обрести не только чувство праздника, но и улучшить свое здоровье. Ведь, как гласит сопроводительная инструкция, целебные свойства препарата могут понизить возбудимость центральной нервной системы, улучшить тонус сердечной мышцы, устранить аритмию и тахикардию. До рекомендаций по дозировке страждущие россияне обычно не дочитывают.

Анна ШПАК