Время новостей
     N°22, 10 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2004
Отсмотр шедевров
Девятый год аниматоры России собираются вместе и показывают друг другу кино
12 февраля в Суздале откроется IX фестиваль анимационного кино -- единственный в России профессиональный киносмотр отечественной мультипликации. На него соберется около трехсот участников: режиссеры, художники, сценаристы, продюсеры. Профессиональному сообществу будут представлены анимационные фильмы, снятые российскими кинематографистами как на родине, так и за ее пределами. Особо радуются организаторы наличию в этом году программы фильмов для детей -- сейчас детские картины снимают редко, так как спрос на эту продукцию очень невелик.

Главная проблема, как ее формулирует президент фестиваля Александр Татарский, заключается в том, что сегодня классическая анимация -- искусство медленное и дорогое -- не вписывается в новые условия рынка. Для кинотеатрального показа нужны полнометражные мультфильмы. Пока вышел только один -- «Карлик Нос», на подходе еще несколько. Однако несмотря на большой успех некоторых зарубежных анимационных фильмов, появившихся недавно в мировом прокате, особой надежды на их скорое массовое производство в нашей стране нет. Главным заказчиком для аниматоров обычно является телевидение, но в России телеканалы не готовы оплачивать дорогое производство новых отечественных мультипликационных сериалов, им гораздо дешевле покупать подержанные западные мультики. Тем более что сами аниматоры навстречу телевидению не торопятся -- сериальное производство требует иных способов работы: дешевых, быстрых и высокотехнологичных. В традиции же российской анимации -- работа ручная, неспешная, авторская.

Пока анимационное производство более чем на 90% поддерживает государство. Деньги дают под конкретные проекты конкретным художникам. Поэтому каждый старается создать «настоящее художественное произведение», не задумываясь над тем, найдется ли ему применение. Получается не у всех, однако на международных фестивалях престиж российской мультипликации до сих пор велик: «Оскара» пока получил именно анимационный российский фильм («Старик и море» А. Петрова), хотя и сделанный на западной студии.

Впрочем, Александр Татарский отметил, что и на Западе бум анимации закончился, студии закрываются или сокращают штаты, в художниках из России больше нужды нет. Так что пока все останется, как было. На небольшие деньги Министерства культуры аниматоры продолжат осуществлять свои авторские идеи, немногие шедевры будут прославлять отечество на международных смотрах, а те, что в шедевры не вышли, -- пылиться на полках и ждать своего часа.

Вот и в Суздале примерно из 50 новых работ, вошедших в конкурс этого года, наверняка найдется несколько способных по-настоящему порадовать любителей анимационного искусства.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино