|
|
N°22, 10 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казначейство хочет получить все
Региональные и местные бюджеты будут контролировать из центра
Минфин продолжает настаивать на централизации всех бюджетных потоков, а именно, на переводе бюджетов регионов и муниципалитетов на обслуживание в органы федерального казначейства (ФК). Вчера целесообразность единого контроля за бюджетными деньгами доказывала членам Совета Федерации замминистра финансов, начальник Главного управления ФК Татьяна Нестеренко. По ее словам, обслуживание территориальных бюджетов в федеральном казначействе обеспечит наибольшую прозрачность исполнения бюджетов и контроль за сохранностью средств.
Сегодняшняя ситуация Минфин не устраивает. Чиновникам министерства не нравится, что из 89 региональных и 10 тыс. муниципальных бюджетов в федеральном казначействе обслуживается лишь примерно половина. Остальные же -- либо в собственных казначействах (ими располагают 13 территорий), либо напрямую в банках. С 2005 года, когда, по оценке г-жи Нестеренко, муниципальных образований станет уже 30 тыс., следить из центра за бюджетными деньгами территорий станет еще сложнее. Впрочем, Минфин уже все сделал для того, чтобы в следующем году облегчить себе жизнь. В Госдуме находятся поправки в Бюджетный кодекс об обязательном переводе обслуживания кассового исполнения региональных бюджетов в органы ФК. Это предполагается сделать в рамках реформы межбюджетных отношений, точнее, разграничения доходных источников и расходных полномочий между уровнями власти.
Как сказал газете «Время новостей» руководитель направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Александр Дерюгин, главное, чего хочет добиться Минфин, -- контроля за использованием бюджетных средств, в том числе с целью исключения финансовых злоупотреблений на региональном и местном уровнях.
Кроме того, как отмечает аналитик экономической экспертной группы Александр Андряков, сведение счетов всех бюджетополучателей в одном казначействе позволит максимально централизовать ресурсы и при необходимости «перебрасывать их нуждающимся».
Однако местных руководителей это радует мало. Гораздо больше их беспокоит то, что с 2005 года центр может контролировать любой платеж из региональных или местных бюджетов. И если что не так, он будет остановлен. Впрочем, по словам г-на Андрякова, приостановка платежа может быть осуществлена только по закрытому списку причин, зафиксированных в Бюджетном кодексе.
Похоже, для местного начальства оставлена еще одна лазейка. Замминистра допустила возможность разных схем перевода региональных бюджетов на обслуживание федерального казначейства. Например, региональные бюджетополучатели будут иметь лицевые счета в территориальном казначействе, а оно в свою очередь -- счет в ФК. Однако такая «вольница» не будет всеобщей. Иначе помимо 89 региональных казначейств может быть создано 30 тыс. казначейств на муниципальном уровне. Этого, понятно, Минфин не допустит.
Как считает Александр Андряков, централизация бюджетных денег не согласуется «по духу» с федеративным устройством государства и бюджетным федерализмом. «Этим понятиям больше подходит сеть региональных казначейств, а централизованное -- удел унитарных государств», -- констатирует он. Впрочем, на взгляд аналитика, для того, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, региональная власть должна быть более ответственна. Поэтому «на стадии становления такой власти обслуживание всех бюджетов в федеральном казначействе может быть и имеет смысл», говорит Александр Андряков. В Минфине, кстати, также не исключают, что новая система может оказаться временной. Но по другой причине. Как сказала г-жа Нестеренко, возможно, через пять--десять лет страна подойдет к такому уровню развития банковской системы, когда вопрос об обязательном обслуживании территориальных бюджетов в органах ФК может быть снят.
Михаил ВОРОБЬЕВ