Время новостей
     N°72, 23 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2001
Ювелирные заводы теряют покупателя
Торговцы сами займутся производством
Минимум каждое второе ювелирное изделие ввезено в страну контрабандой или произведено нелегально. «Не может быть легального золота в рознице дешевле 15 долл. за грамм, -- сказал на конференции «Профессиональные объединения ювелиров» коммерческий директор АО «Ювелирная торговля Северо-Запада» Сергей Богомолов. -- Все, что дешевле, -- криминального происхождения, тут не надо никаких доказательств». По данным председателя совета директоров Национальной ассоциации ювелирной торговли Сергея Шкапрова, в 2000 году объем ювелирного производства в России составил 3,2 млрд руб., объем продаж -- 12,104 млрд руб. При этом лишь около 30% объема продаж приходится на импорт, говорит он, остальное -- теневой оборот.

«Москва завалена турецкими ювелирными изделиями, а вы теряете свою марку и своих покупателей», -- упрекнул производителей подполковник Валерий Жабский, сотрудник отдела по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней ГУБЭП МВД. По его мнению, 60--75% ювелирного рынка в России -- это изделия, находящиеся в незаконном обороте, преимущественно контрабандные. Масштабы этого явления характеризуют приведенные г-ном Жабским цифры: в 2000 году его отдел изъял из незаконного оборота более 350 кг золота, около 960 кг серебра, 46 кг металлов платиновой группы и 19,7 тыс. карат драгоценных камней.

Такое положение сохраняется уже много лет, и не только по вине мошенников. Население охотно скупает дешевое турецкое золото, между тем заводы, мощности которых загружены лишь на 30%, о маркетинге особо не думают. Лет пять назад корреспондент газеты "Время новостей" слышала от руководителя крупной сбытовой сети жалобы на производителей, которые гонят ту же самую продукцию, что и 50 лет назад, поскольку ювелирной моды и современных требований рынка для них почему-то не существует. На конференции говорили о том же -- значит, за пять лет ничего не изменилось. По словам Бориса Власова из ОАО «Центр-Ювелир», после кризиса доля импорта в товарообороте компании снизилась (она и раньше не превышала 10%), и стало ясно, что в ассортименте российских производителей не существует целых товарных групп. Они обещают обновлять товар и прислушиваться к пожеланиям торговли, но дальше слов, говорит г-н Власов, дело не идет. Небольшие частные фирмы не могут дать ни стабильного качества, ни широкого ассортимента, ни необходимого объема. По оценке г-на Власова, 55% розничных потребителей не удовлетворены предлагаемыми торговлей моделями и треть спроса является отложенной.

В скором времени заводы и вовсе могут лишиться покупателей -- торговля теряет интерес к производителям. Акционеры «Мосэкспо» (материнская компания «Центр-Ювелир») создают свой дизайнерский центр и опытное ювелирное производство. «В нынешней ситуации такой вариант, -- говорит г-н Власов, -- мы сочли единственно возможным». Вопрос об открытии собственного производства стоит и перед Сергеем Богомоловым. «Каждый торговец откроет производство, каждый завод -- магазин, -- считает он. -- Мы к этому идем».

Надо сказать, что такую схему первыми начали реализовывать именно заводы -- они стали открывать фирменные салоны, цены в которых, естественно, оказались ниже, чем в ювелирных магазинах. Причина тому -- отсутствие у торговли свободных оборотных средств: она или не рассчитывалась за товар вовсе, или делала это с огромным опозданием. Г-н Богомолов считает, что создание собственного производства отчасти спровоцировано тем, что «многоуважаемые заводы излишне увлекаются розничными продажами».

В минувшую пятницу на открытии выставки «Алмазы России -- XX век» вице-президент АЛРОСА Сергей Улин сообщил, что компания вынашивает проект организации собственного массового ювелирного производства (сроки он не уточнил).

Правда, и собственный цех -- не панацея. Галина Калашникова, владелица небольшого производства в Сочи, говорит: «У нас в пробирной инспекции никто не отвечает ни за сроки, ни за качество пробирования изделий». Позвонив в родную инспекцию пробирного надзора (эта организация ставит на украшения пробирные клейма, без которых их нельзя выпускать в продажу), она слышит, что нет химикатов, людей, оборудования. «Мы сами купим им станок, пусть только работают», -- говорит Калашникова.

Получается, гораздо проще торговать не отечественными, а иностранными украшениями, точнее, контрабандой (легальный ввоз ширпотреба благодаря высоким налогам в России как-то не практикуют). Тем более что Сочи и Турция, говорит г-жа Калашникова, всего лишь «через море».

В ювелирной отрасли России легально работает более 500 предприятий и более 5 тыс. магазинов. До 1990 года в стране было лишь несколько десятков производителей, однако они выпускали около 35,5 млн изделий в год, в 1998-м все предприятия страны произвели лишь 7 млн. Иначе говоря, с 1992-го по 1999-й оборот упал на 75%. Объем золота, используемого в ювелирном производстве, снизился с 40 т в 1991-м до 9 т в 1999 году.

Около половины продукции приходится на долю 13 крупнейших заводов с численностью персонала не менее 500 человек. Однако их доля в общем производстве падает, их мощности загружены на 30--40%, а если говорить о производстве изделий с бриллиантами, то лишь на 25--30%.

Анастасия НАРЫШКИНА