|
|
N°22, 10 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следствие по аналогии
В деле о взрыве в московском метро никаких улик не найдено
Представители ФСБ и прокуратуры Москвы вчера уверенно объявили, что единственной основной версией трагедии, произошедшей в московском метро утром 6 февраля, является теракт, совершенный взрывником-смертником. Выступая перед депутатами Госдумы замдиректора ФСБ РФ Вячеслав Ушаков сообщил: «Этот теракт был аналогичен совершенному в прошлом году в поезде в Ессентуках». (То, что в том случае действовал именно террорист-смертник, было установлено почти сразу.)
Однако, как вчера же выяснилось, выводы следствия по событиям в московском метро по-прежнему основаны только на гипотетических размышлениях и аналогиях. Никаких конкретных данных о том, что же именно и почему взорвалось в Москве утром 6 февраля, судя по просачивающейся от следователей и оперативников информации, так и нет. В результате, по данным газеты "Время новостей", основную ставку в спецслужбах сделали на сплошное и кропотливое «просеивание» абсолютно всех событий, показаний и вещдоков, которые хоть как-то могли бы иметь отношение к взрыву.
Одной из немногих новостей по ходу расследования вчера стало окончательное заключение экспертов в целом о типе сработавшего в вагоне взрывного устройства. Теперь точно известно, что бомба имела заряд из обычного тротила весом 5--8 кг. Также подтверждено, что она была без оболочки и поражающих элементов. Эксперты об этом заявили еще в первые часы работы на месте трагедии, но тогда же врачи сообщили, что многие из пострадавших имели осколочные ранения -- от небольших болтов и гаек. Теперь же выяснилось, что эти предметы к бомбе отношения не имели, а служили крепежом сидений и поручней в вагоне метро.
Также эксперты рассортировали и начали изучение нескольких сотен мелких предметов и обломков, обнаруженных на месте взрыва: батареек и деталей от плееров, радиоприемников, мобильных телефонов и т.д. Среди них специалисты надеются найти хоть какие-то остатки взрывного устройства, которые по разным признакам могут указать след террористов. Попутно специально сформированные группы из нескольких десятков оперативников начали «тотальный» просмотр видеозаписей, отснятых утром в день теракта камерами слежения на всех (!) станциях московского метро. На основе их анализа сыщики предполагают составить фототаблицу из показавшихся им подозрительными людей и показать ее потерпевшим. В надежде, что кто-то из пассажиров взорванного поезда опознает по ним ехавших во втором вагоне террориста или его спутников.
По-прежнему вчера оставалось неизвестным и точное количество жертв теракта. По данным ФСБ, в Лефортовском морге находятся 39 трупов, из которых, по последним данным, удалось опознать 34. Вчера же стало известно, что в 53-й горбольнице скончался один из раненых при взрыве пассажиров (личность его еще не установлена). В результате официально число жертв теракта возросло до 40 человек. Однако, по неофициальной информации, на самом деле учитываются лишь те погибшие, тела которых физически уцелели при страшном взрыве. Известно, что в том же морге находятся 36 отдельных фрагментов тел, и скольким людям они принадлежали, пока можно только догадываться. Определиться с точным числом жертв терактов метро следователи рассчитывают только к концу февраля, после исследования останков погибших на ДНК.
Между тем, по данным газеты "Время новостей", только в воскресенье и понедельник в столичную прокуратуру с заявлениями о без вести пропавших родственниках, которые утром 6 февраля могли находиться в злополучных вагонах поезда №117, обратилось более 50 человек. Эксперты со своей стороны предполагают, что, учитывая мощность сработавшей в вагоне бомбы и эффект «закрытого» пространства метротоннеля, многократно усилившего взрыв, от тех людей, кто стоял рядом с террористом, могло вообще ничего не остаться в буквальном смысле.
Александр РАСКИН, Алексей ГРИШИН