|
|
N°72, 23 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетная революция
Власти готовятся к 2003 году
Бюджетное послание Владимира Путина, направленное им в пятницу в адрес Федерального собрания, -- возможно, самый серьезный шаг президента в экономике, который проверит парламент на политическую зрелость, а правительство -- на компетентность. Поставив задачу добиться в 2001 и 2002 гг. профицита в 2,5% ВВП, глава государства сразу же развивает продекларированную им недавно в ежегодном послании парламенту идею о формировании внутри бюджета стабилизационного фонда. «Первая его (федерального бюджета -- Ред.) часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры. Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен», -- говорится в послании. «Неприкосновенный запас» внутри бюджета должен, главным образом, облегчить бремя выплат по внешнему долгу.
Таким образом, уже в 2002 году российская бюджетная политика должна быть кардинально изменена. Механизм этих изменений в то же врем, пока совершенно неясен. Источник в окружении премьера Михаила Касьянова сказал газете «Время новостей», что задача максимально быстро подготовить концепцию создания стабилизационного фонда будет поставлена перед Минфином. «Нет решения о том, какие налоги направлять в стабилизационный фонд, или же формировать его за счет экспортных пошлин на товары, когда их цена превысит определенное пороговое значение, -- говорит инициатор создания стабилизационного фонда, экономический советник президента Андрей Илларионов. -- В разных странах для этих целей используется роялти или даже процент от всех налоговых сборов. В нашей стране, возможно, было бы разумно действовать через экспортные пошлины».
Обсуждение уровня порогового значения экспортных товаров обещает скандалы похлеще прошлогоднего, когда депутаты спорили с правительством, из какого прогноза цен на нефть верстать бюджет. По мнению Андрея Илларионова, окончательное решение будет «результатом политического процесса». Сам г-н Илларионов готов в этом процессе занять крайнюю позицию, которая обеспечила бы правительству некоторую свободу маневра. Подчеркнув, что высказывает свое личное мнение, советник президента сказал, что цену отсечения следовало бы установить на уровне 10 долл за баррель нефти -- иными словами, когда цена российской нефти превышает эту отметку, экспортная пошлина направляется в стабилизационный фонд.
Учитывая, что бюджет нынешнего года верстался из оценки 21 долл за баррель нефти, позиция г-на Илларионова выглядит не просто крайней, а запредельно крайней. Скорее всего, «результат политического процесса» будет лежать ближе к консервативному сценарию развития экономики в 2002 г. по версии Минэкономразвития -- 17 долл. за баррель в среднем за год. По-видимому, также считает и Андрей Илларионов как советник президента, говоря, что в 2002 году стабилизационный фонд «будет небольшим». В то же время, если он будет вообще, это уже упростит для правительства задачу выплатить в 2003 году 19 млрд долл по внешнему долгу.
Андрей ДЕНИСОВ