Время новостей
     N°22, 10 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2004
Масштаб и мощь
Юрий Лужков анонсировал Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева
Третий Московский пасхальный фестиваль, которому по поручению президента придан статус федерального, пройдет с 11 по 27 апреля. Но не только в Москве, как раньше, а еще в Вологде, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и Владимире. Судя по тому, как Юрий Лужков, три года назад ставший хозяином амбициозного фестивального проекта, выступал на вчерашней на пресс-конференции, он не в обиде на то, что организационная и творческая экспансия художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева не ограничилась столичными сценами. Отвечая на вопрос о «музыкальных и художественных акцентах в программе фестиваля», почему-то заданный московскому градоначальнику, последний не ударил в грязь лицом. Он сосредоточился и показал, что не является при фестивале свадебным генералом, а напротив, может рассказать о нем много интересного. «Масштаб, прежде всего масштаб», -- вот то, что будет отличать нынешнюю фестивальную форму. Что касается содержания, «оно в этом году будет еще более мощным». «Мы собираемся провести фестиваль с душой», -- отметил, наконец, Юрий Лужков.

Если кому-то еще нужны подробности, то вот они: форма фестиваля как прежде составлена из трех частей -- это симфоническая программа, обширный список хоровых концертов и «звонильная» неделя. Концепция фестиваля также не изменилась: суть ее сводится к формуле «русская музыка в контексте европейской культуры». При детальном рассмотрении это означает массированные атаки русским репертуаром (сам Гергиев особенно отмечает исполнение всех симфоний Прокофьева и оперы «Чародейка», которая давно не звучала в Москве: «Все-таки Чайковский, между прочим, Петр Ильич, наш Моцарт»), которые будут включать в себя не только гербовые опусы, вроде «Жизни за царя» Глинки, но и фирменную для Гергиева «дягилевскую музыку» -- прежде всего Стравинского. Европейский контекст в этом сезоне представлен не только дягилевским Равелем и Сибелиусом в качестве пары к Рахманинову, но и сильными солистами (Ланг Ланг, Леонидас Кавакос, Виктория Муллова и Владимир Фельцман). А также концепционно веским циклом «Дни Баха в Москве», интересным и содержанием, и формой, и исполнителями. «Дни» завершатся «Страстями по Матфею» в исполнении одного из самых авторитетных европейских ансамблей старинной музыки Collegium Vocale Gent под управлением знаменитого Филиппа Херрвега, и это может стать пиком не только фестиваля, но и всего московского сезона.

Появление баховской музыки в пасхальной программе организаторы объясняют тем, что русская музыкальная культура всегда питала к личности этого автора громадный интерес. Действительно, кто бы стал играть какого-нибудь автора, к личности которого местная культура интереса не испытывала. Пасхальный фестиваль, как всегда, одобренный московским патриархом и почему-то называемый Юрием Лужковым «Московским православным фестивалем», таким небрежением к местным культурным интересам не грешит.

Юлия БЕДЕРОВА