|
|
N°22, 10 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Респектабельно и изобретательно
Объявлены лауреаты 46-й премии «Грэмми»
Может быть, это и звучит как анекдот, но первый президент России получил премию «Грэмми». Михаил Сергеевич Горбачев, человек обаятельный и артистичный, конечно же, ничего не пел -- награда досталась ему как одному из нарраторов в записи детских сказок Сергея Прокофьева «Петя и Волк» и Жан-Паскаля Бейнтуса «Волк и Петя» (лейбл Penta Tone Classics). Запись осуществили Российский национальный оркестр и дирижер Кент Нагано, а чтецами выступили помимо Горбачева такие артистичные и обаятельные люди, как экс-президент США Билл Клинтон и итальянская актриса, легенда кинематографа Софи Лорен. Традиционно на роль нарратора для прокофьевского произведения приглашаются всякие знаменитые, но совсем неклассические люди: в разное время ими были, например, Дэвид Боуи и Стинг. Но экс-президентов, тем более двух сразу, кажется, не было никогда! Кстати, если бы категория, в которой запись получила награду, не была указана («Лучшая детская аудиосказка»), за удовольствие видеть в своем кругу этих знаменитых награжденных бились бы и классическая музыка, и рэп.
Стинг, многократный грэмминосец, в этом году получил только одну награду -- в номинации «Лучшее сотрудничество в поп-музыке, с вокалом». Приз достался ему и соул-диве Мэри Джей Блайдж за популярную ныне песню Whenever I Say Your Name (второй сингл с альбома Стинга Sacred Love). В остальном список победителей выглядит достаточно предсказуемо, без явных сюрпризов. Так или иначе отмечены все более или менее известные, хитовые и популярные (сознательно избегаем слова «значимый») пластинки. Во всяком случае в поп- и рок-музыке и джазе.
Самая яркая молодая звезда уходящего года -- Джастин Тимберлейк -- получил две награды: «Лучший мужской вокал» (за свой хит Cry Me A River) и «Лучший поп-альбом, с вокалом» (за сольный дебют, мегаселлер Justified). Также достижения Тимберлейка отмечены косвенно -- приз получили продюсеры его альбома, модный коллектив The Neptunes. Наиболее щедро награжденными оказались мэтр «взрослой» музыки певец Лютер Вандросс и молодая r'n'b-певица Бейонсе Ноулз. Кстати, потрясающую фигуру мисс Ноулз (она выступила на церемонии с Принцем) можно будет увидеть на следующей неделе -- канал СТС покажет прошедшую церемонию. Бейонсе получила пять наград, причем одну -- совместно с Вандроссом, за лучший дуэт в стиле r'n'b. Этой награды удостоилась композиция The Closer I get To You, вошедшая как в альбом Лютера, так и в первый сольный диск Бейонси Dangerously In Love. Кроме того, Вандросс получил награду за лучший мужской вокал в стиле r'n'b, а его потрясающе проникновенный альбом Dance With My Father признан лучшим в стиле r'n'b. Заглавная песня с этого альбома названа «Песней года» -- приз получили авторы, сам Вандросс и некогда известный у нас канадский певец Ричард Маркс.
В рок-номинациях также выиграли заметные деятели тяжелой музыки: Metallica (чей последний альбом Anger привел в неприятное недоумение всех поклонников этого некогда славного коллектива), Foo Fighters, новички Evanescence. Последние, собственно, и удостоились звания «Лучшие новички». Прорывной альбом Hail To The Thief британских «гуру» альтернативного рока Radiohead отмечен лишь как лучшая работа инженера. Соответственно, «граммофончик» отошел не музыкантам, а звуковикам -- легендарному Найджелу Годричу и Деррелу Торпу.
Награждены и работы тех артистов, которых уже нет с нами. Это -- Джун Картер Кэш, ее супруг Джонни Кэш, и конечно, Джордж Харрисон. Альбом экс-битла Brainwashed, кстати, выпущен в самом конце 2002 года. Этот крайне личный, «текстовой», совершенно вневременной и внемодный (к тому же, как известно, записывавшийся смертельно больным Харрисоном) альбом оказался в нескольких поп-номинациях, а получил «граммофончик» за лучшее инструментальное исполнение поп-музыки (трек Marwa Blues). Джун Картер получила две награды («Лучший женский вокал в стиле кантри» и «Традиционный фолк-альбом»), а ее легендарный супруг -- одну премию, за «короткое музыкальное видео», которым стал, естественно, апокалиптический черно-белый клип Hurt («Больно!») -- композиция из репертуара американской индустриальной группы Nine Inch Nails).
В джазовых номинациях отмечены мэтры саксофона: долго молчавший Уэйн Шортер и Майкл Брекер (за свой альбом Wide Angles, записанный странным «квинтдектетом» -- смешанным струнно-духовым составом из десяти человек). Гитарист-виртуоз Пэт Метени победил в номинации «Лучший альбом в стиле нью-эйдж». Лучшим альбомом вокального джаза назван камерный акустический A Little Moonlight мощной певицы Дайаны Ривз.
В категориях с 93-й по 103-ю (а именно эти места в списках номинантов на премию «Грэмми» занимают исполнители академической музыки) премиальные решения выглядят респектабельно, изобретательно и вдохновенно. Диск с записью скрипичного концерта Бриттена и альтового концерта Уолтона в исполнении глянцевого продолжателя ойстраховских традиций скрипача Максима Венгерова и Лондонского симфонического оркестра под управлением Мстислава Ростроповича кажется одним из самых незамысловатых проектов среди нынешних победителей. Любопытно, что в борьбе за «Грэмми» Ростропович конкурировал с самим собой. И немного жаль, что откровенно кокетливое искусство Венгерова полюбилось премиальному жюри больше скрытных интерпретаций Михаила Плетнева -- среди номинантов премии значилась запись концертов Рахманинова и Прокофьева с участием Ростроповича и Плетнева.
Дважды лауреатом «Грэмми» мог бы стать Густав Малер, если бы академическим композиторам присуждали «Золотой граммофон» посмертно: лучшим альбомом года стала запись Третьей симфонии Малера в исполнении симфонического оркестра Сан-Франциско и дирижера Майкла Тилсона Томаса, а лучшей оркестровой записью признана та же симфония в интерпретации Венских филармоников под управлением Пьера Булеза.
Лучшей хоровой записью названы «Кантаты» Яна Сибелиуса в исполнении эстонских хоров и эстонского госоркестра, ведомых дирижером Пааво Ярви. А лучшим оперным перформансом стал не шлягерный Пуччини, например, а сложная драма ХХ века -- «Енуфа» Леоша Яначека в версии театра «Ковент-Гарден» и искушенного дирижера Бернарда Хайтинка.
Полюсами изобретательности жюри выглядят решения в категориях «Лучший вокальный перформанс» -- песни Шуберта в исполнении Томаса Квастхоффа и Анне Софи фон Оттер с Клаудио Аббадо и камерным оркестром Европы -- и «Камерная музыка», где победителями стали не столь маститые представители академического истеблишмента, а много заигрывавший с рок- и поп-музыкой специалист по современным стилям «Кронос квартет» с музыкой Альбана Берга. В который раз удостаиваются награды изысканные проекты фирмы Nonesuch, такие как этот или прошлые записи Гидона Кремера с современной музыкой.
Юлия БЕДЕРОВА, Александр БЕЛЯЕВ