|
|
N°21, 09 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть такая версия
В расследовании уголовного дела о взрыве в метро пока достоверно известно лишь то, кто его ведет
К исходу третьих суток авральной работы сотрудники российских спецслужб не смогли хотя бы приблизительно выяснить, кто, что и как именно взорвал в пятницу утром в вагоне московского метро. Более того, толком еще не было установлено и количество жертв самого крупного в истории Московского метрополитена теракта. Официально следователи и власти говорили о 39 погибших и 128 раненых (при этом речь идет только о госпитализированных, еще 120--130 пострадавшим помощь была оказана амбулаторно -- сразу после трагедии или уже после возвращения людей домой). Однако, как выяснилось, озвученное число жертв было более чем предварительным. Вчера единственной достоверной информацией о ходе расследования уголовного дела стало лишь сообщение, кто его теперь будет вести. Изначально, сразу после трагедии, дело по статьям УК РФ «терроризм» и «убийство» возбудила прокуратура Москвы. В субботу же было объявлено, что все материалы по взрыву в метро забрало к себе Следственное управление ФСБ РФ. Одновременно штаб по расследованию этого преступления возглавил замдиректора ФСБ Александр Жданьков.
В общей сложности в оперативно-следственную группу по расследованию теракта, созданную еще в пятницу, вошло около 300 оперативников, следователей и экспертов практически всех силовых подразделений -- ГУВД, МВД, ФСБ, прокуратур всех уровней. Работа по сбору улик и свидетельских показаний, могущих указать на след террористов, все последние три дня велась практически круглосуточно. Однако, судя по заявлению спецслужб, пока ничего существенного им найти не удалось. Более того, по-прежнему нет ясности с версиями происшедшего -- был ли это целенаправленный подготовленный теракт или, что вполне возможно, результат непроизвольного срабатывания какого-либо взрывного устройства, которое кто-то из пассажиров мог вести с собой для других целей.
По имеющимся сведениям, оперативники и следователи опросили уже несколько сотен человек, которые теоретически могли заметить что-либо подозрительное. В частности, допрошены все сотрудники метрополитена, работавшие в тот трагический день на «зеленой» ветке, и 114 пострадавших, находящихся в больницах, -- кто был в состоянии говорить. Также были тщательно изучены видеозаписи камер слежения, установленных в вестибюлях станций метро «Автозаводская», «Павелецкая» и даже всех соседних. Однако никаких определенных «зацепок» следователи так и не нашли. Никто ничего подозрительного не видел и не слышал, видеокамеры же сняли только сплошной поток обычных людей, входящих и выходящих со станции, у большинства из которых, естественно, были при себе сумки. Единственным обнаруженным фактом, заслуживающим внимания, стали показания кассирши, работавшей утром в пятницу на станции «Автозаводской». Она рассказала, что один из покупателей, приобретавших у нее карточку на вход в метро примерно за 10--15 минут до взрыва в тоннеле, злобно и вроде без всяких причин бросил: «Будет вам сегодня праздник». Опять же вроде как (ведь специально люди в московской толчее не следят, кто что говорит и как себя ведет) с мужчиной этим видели двух женщин кавказской внешности, одетых во все черное. В связи с этим был составлен фоторобот того подозрительного мужчины, который днем в пятницу был показан по телевидению и разослан по всем подразделениям милиции.
По этой версии предполагается, что к теракту мог быть причастен мужчина на вид 30--35 лет, одетый в черное кожаное пальто и черную кепку. Однако сами оперативники сразу признали, что по большому счету серьезно рассчитывать на эти данные не приходится. Во-первых, под эти приметы подходит если не каждый второй, то как минимум каждый пятый-шестой прохожий московских улиц. Кроме того, и поведение этого подозрительного человека отнюдь не может считаться явной приметой, что он -- именно тот, кто причастен к взрыву. Злополучный незнакомец просто нахамил кассирше (а может, вообще кому-то другому, кто стоял рядом), и причины этого могут быть совсем другие. Только за выходные ГУВД дважды сообщало о задержании подозрительных мужчин, похожих на фоторобот, но после разбирательства на месте задержанных отпустили.
Учитывая все это, следователи, по имеющимся данным, основные надежды в поиске улик, указывающих если не на конкретных террористов, то хотя бы на направление, где их стоит искать, возлагали на экспертов. Еще в пятницу взорванный вагон и два частично поврежденных при теракте были отогнаны в депо, где специалисты начали их детальное изучение. Причем в спецслужбах при этом отметили, что на быстрый результат здесь вряд ли можно рассчитывать -- обычно на такие исследования уходят недели, прежде чем эксперты дадут какое-то определенное заключение. Пока же специалисты на основе математических расчетов дали лишь стандартные в таких случаях заключения. О том, в какой точке пространства в вагоне находилась бомба: в передней по ходу поезда части вагона в проходе между «короткими» двухместными сидениями на высоте примерно 50--60 см от пола. И о типе и мощности бомбы: около 8 кг в тротиловом эквиваленте без оболочки. Впрочем, выводы эти дали почву лишь для гипотетических предположений -- очевидно, бомба была в сумке, которую кто-то держал в руке, либо она висела на плече. В ближайшее время эксперты, судя по всему, на основе химического анализа смогут выяснить, какая именно взрывчатка была использована в бомбе. В принципе это дает шанс отследить, где именно она была произведена и даже куда или кому была реализована. Но и при этом шансы «поймать» след конкретных террористов также невелики.
Такая же неопределенность наблюдается и в подсчете жертв. Еще в пятницу власти объявили якобы точное количество погибших -- 39 человек. Однако, как оказалось, подсчеты эти были основаны на результатах визуального осмотра следователями «цельных» тел погибших -- тех, у кого более-менее сохранились собственно туловища. Судя по мощности же взрыва и количеству фрагментов человеческих тел, просто выброшенных взрывной волной из вагона, спасатели и оперативники, работавшие на месте трагедии, сразу говорили, что реальное количество погибших именно на месте -- более полусотни. Некоторые же предполагали, что количество жертв трагедии по результатам экспертиз и опознания может в итоге достичь и сотни. Вчера достоверно было известно, что всего в Лефортовский морг было свезено 34 трупа (опознать из них ко вчерашнему дню удалось 23), останки (трупы, собранные "по частям") пяти человек и 36 отдельных фрагментов человеческих тел.
Александр РАСКИН, Алексей ГРИШИН