Правительство образца лета 2004 года еще не обрело даже контуров, а межведомственная борьба за место под солнцем уже идет полным ходом. Инициатором очередного противостояния в исполнительной власти выступило Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое «объявило войну» Федеральной энергетической комиссии. Поводом для начала боевых действий послужило
дело о нарушении антимонопольного законодательства ФЭК, «Газпромом» и «Межрегионгазом» на региональных рынках газа. В минувшую пятницу ведомство Ильи Южанова наконец обнародовало официальное предписание прекратить нарушения закона «О конкуренции», что послужило сигналом для очередного напряжения в отношениях с комиссией. ФЭК собирается отстаивать свою правоту в суде.
В конце прошлого года в МАП обратились газораспределительные организации (ГРО) Краснодарского края, Ростовской и Астраханской областей с жалобой на перевод системы поставок газа конечным потребителям на плату за снабженческо-сбытовые услуги. В связи с этим они лишились права продавать газ (этим теперь занимаются входящие в «Газпром» дочерние сбытовые компании) и превратились в операторов транзита по сетям низкого и среднего давления с фиксированным вознаграждением, которое устанавливает ФЭК. 15 января МАП признало факт нарушения антимонопольного законодательства. И тут же на ФЭК обрушилась масса критики вне газораспределительного дела. Г-н Южанов публично обвинил комиссию в том, что естественные монополии осуществили «захват регулятора» (коим и является ФЭК). Таким образом, был оформлен политический характер противостояния.
Комиссия в долгу не осталась и неделю назад распространила жесткий пресс-релиз: «Критика МАП России в адрес ФЭК России не имеет под собой никакой почвы хотя бы потому, что полномочия указанных организаций разделены на законодательном уровне и по методам работы являются несовместимыми. Представители МАП России практически не участвуют в процедуре госрегулирования естественных монополий и не могут объективно судить о качестве процесса госрегулирования, а последнее рассмотрение в МАП России жалоб некоторых газораспределительных организаций о якобы нарушении ФЭК России по отношению к ним антимонопольного законодательства показало, что специалисты этого уважаемого министерства так и не вникли в предмет спора, приняв, к сожалению, ошибочное решение, которое ФЭК России обжалует в суде (кстати, решение МАП России должно было поступить в ФЭК России еще в январе с.г.)».
В этой связи содержательная сторона дела по факту нарушения закона о конкуренции теряет актуальность. Несмотря на угрозы, МАП не стало требовать от «Газпрома» продажи части газораспределительных активов. Поэтому монополия старается максимально дистанцироваться от этой межведомственной битвы. «Эти решения никак не затрагивают наш бизнес, поэтому мы не собираемся предпринимать активных действий, -- говорит представитель концерна. -- Но нельзя исключать, что мы присоединимся к иску ФЭК, если он будет подан». Председатель комиссии Георгий Кутовой заявил газете «Время новостей», что в суд непременно обратится, как только официальное решение министерства поступит в ФЭК. «В МАП просто не разобрались в вопросе, -- говорит он. -- Как можно запретить «Газпрому» продавать газ конечным потребителям и заставить отдавать его ГРО? И как это будет способствовать развитию конкуренции на региональных рынках?».
Момент для атаки МАП выбрало удачный -- исполнительная власть готовится и к административной реформе, и к кадровым переменам после президентских выборов. При удачном стечении обстоятельств ведомству Ильи Южанова, разумеется, хотелось бы прибавить себе политического и административного веса за счет функций той же ФЭК, которая также ожидает кадровых (и возможно, структурных) перемен. Председатель комиссии Георгий Кутовой уже перешагнул порог пенсионного возраста и вряд ли сохранит пост в новом кабинете. Впрочем, за годы пребывания в должности главы МАП Илье Южанову не удалось сделать из министерства реально сильного и влиятельного ведомства. И это при том, что в рыночных демократиях антимонопольные органы являются одними из самых грозных «несиловых» госструктур.