|
|
N°21, 09 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Только больному может привидеться война с США или НАТО"
На закончившейся вчера в Мюнхене 40-й международной конференции по вопросам политики и безопасности министр обороны России Сергей Иванов сделал несколько привлекших к себе внимание заявлений. Глава российского военного ведомства предложил Евросоюзу принять участие в пресечении наркотрафика из Афганистана через Россию на западные рынки, а также начать формирование «новой системы контроля над вооружениями». По словам г-на Иванова, НАТО, расширяясь, «начинает оперировать в зоне жизненно важных интересов России», что очень его беспокоит. Но особенно Сергей Иванов озабочен проволочками с ратификацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), которому, похоже, уготована судьба Договора по ПРО.
И в своем докладе об отношениях России и НАТО, и во время встречи с генсеком Альянса Яапом де Хоопом Схеффером российский министр обороны выразил беспокойство по поводу возможного появления «серых зон», неподконтрольных ОБСЕ. Они могут возникнуть в результате очередного расширения Альянса на восток. Дело в том, что в апреле этого года в НАТО будут приняты еще семь государств, четыре из которых -- страны Прибалтики и Словения -- не являются участниками ДОВСЕ и имеют право разместить на своей территории базы НАТО. О том, насколько это обстоятельство может омрачить отношения России и Североатлантического альянса, каково будущее их сотрудничества, обозреватель газеты «Время новостей» Николай ПОРОСКОВ беседует с заместителем директора Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, руководителем Центра по изучению проблем европейской безопасности, член-корреспондентом РАН Татьяной ПАРХАЛИНОЙ.
-- Думаю, что термин «серые зоны» здесь не вполне корректен. В Основополагающем акте Россия--НАТО Североатлантический альянс заявил, что не имеет намерений размещать военные базы на территории своих новых членов. Речь может идти разве что об учебных базах. И у России нет оснований ослаблять сотрудничество с НАТО. Альянс -- единственный в Европе институт, который способен дать гарантии безопасности не только входящим в него странам, но и в определенной степени и России. Сегодня даже наличие ядерных боеголовок не спасает ту или иную страну от новых вызовов. В НАТО же есть комитет по вызовам современному обществу, программы разработки адекватных ответов на новые угрозы.
-- Но количество военных баз США и НАТО вокруг России растет, они приближаются к нашим границам.
-- Любой военный, если он непредвзятый человек, скажет вам, что эти базы не угрожают России. Только больному может привидеться война с США или НАТО. Демократии друг с другом не воюют: это не экономично, можно решить вопросы по-другому. Да, расширение НАТО болезненно воспринимается в России, расценивается как экспансия. Но ведь инициаторами вхождения в Альянс были сами страны Восточной Европы, наши бывшие союзники. Старые члены НАТО буквально в ужасе от того, что им предстоит интегрировать в организацию бывших членов соцлагеря, решать проблемы с их трансформацией, гарантировать им безопасность.
-- Пополнение НАТО делает организацию рыхлой, плохо управляемой, поговаривают даже о скором умирании организации.
-- Расширение НАТО -- это вызов не России, а скорее самому Альянсу. Однако я не прогнозирую умирания Альянса в обозримом будущем. Сегодня вызов для НАТО исходит не из Москвы, а из Вашингтона, который теряет интерес к Альянсу. Но и уход американцев из Европы я исключаю, потому что это будет означать для них маргинализацию.
-- План Европейского Союза создать силы быстрого реагирования в 60 тыс. человек с самостоятельным штабом практически означает создание параллельной НАТО военной силы в Европе.
-- Сотрудничество НАТО и Европейского Союза основано не на доктринах, а на системе ценностей, которая скрепляет союзников больше, чем общий противник. Европейцы, даже при «оппозиции» Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга в период иракского кризиса, никогда не ставили под сомнение свою принадлежность к Альянсу. Они оппонировали США по методам и средствам разрешения кризиса. У России тогда появились иллюзии, что она сможет сыграть на трансатлантических противоречиях. И я очень рада, что мы не загнали себя в эту ловушку. Сейчас уже ничто не напоминает о конфликте.
Что касается европейских сил быстрого реагирования, то еще в 1999 году было принято решение сформировать эти 60 тысяч к 2004 году. Однако пока этого не сделано. В то же время не так давно решено создать 20-тысячный корпус сил быстрого реагирования НАТО, 9 тыс. человек уже в строю. Думаю, вновь возникнет вопрос: зачем дублировать средства?
-- В Европе говорят о планах США перебросить войска из Западной Европы в Польшу, Румынию, Венгрию, о переносе штаб-квартиры Альянса из Брюсселя в Варшаву, где раньше был штаб Варшавского договора.
-- Подобные передислокации часто на руку России. В Афганистане, например, не вложив ни рубля, мы решили проблему безопасности своих южных границ.
-- Владимир Путин однажды сказал: почему бы России не вступить в НАТО? Реально ли это сегодня?
-- После событий 11 сентября многие говорили, что России нужно входить в антитеррористическую коалицию, затем в НАТО и блокировать невыгодные ей решения. Говорили и так: Россия столько сделала для европейской безопасности, что ее необходимо пригласить в НАТО, миную процедуры приема. Сегодня ни мы, ни Альянс не готовы к этому. В России пока нет гражданского общества и гражданского контроля над вооруженными силами, создается, по сути, однопартийная система. НАТО же, при вступлении в нее России, должно будет распространить гарантии безопасности и на наши границы с Китаем, к чему Альянс не готов.
-- Что вы можете сказать о новом генсеке НАТО?
-- Г-н Схеффер профессиональный дипломат, был председателем ОБСЕ, опыт координации различных точек зрения у него есть. Робертсон остался в истории потому, что вывел из кризиса отношении России и НАТО и поднял вопрос о трансформации Альянса. Схеффер поставил себе задачу стать генсеком этой трансформации.
-- По вашей инициативе ежегодно в Москве организуется так называемая зимняя академия НАТО. Что это такое?
-- Наш институт и Центр по проблемам европейской безопасности при поддержке НАТО и правительств стран -- членов Альянса уже в шестой раз собирают молодых россиян и их ровесников из Восточной Европы и СНГ, свободных от стереотипов конфронтации времен «холодной войны». Это студенты последних курсов, аспиранты, молодые преподаватели, дипломаты, военные. Программа посвящена проблемам европейской безопасности, интеграции НАТО и взаимоотношениям с Россией, трансформации Альянса. Лекции читают известные политики. В этот раз в работе академии примут участие два заместителя генсека НАТО Жан Фурне и Гюнтер Альтенбург, послы США, Бельгии, Польши и Норвегии, известные дипломаты, политики и военные. Мы не ставим цель настроить наших слушателей на западный манер -- хочется дать им не пропагандистскую жвачку, а информацию из первых рук, чтобы они научились мыслить и делать выводы. НАТО в образе врага -- контрпродуктивно для России.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ