|
|
N°72, 23 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Однако, писатель
Юрий Поляков возглавил «Литературную газету»
Последние номера «Литературной газеты» подписывал в печать и.о. главного редактора Анатолий Друзенко. Было ясно, что главный редактор Лев Гущин «Литературку» оставляет. То ли из-за некоторого своеволия, противоречащего интересам инвесторов (издатель «ЛГ» -- ЗАО «Метрополис» -- входит в АФК «Система», чья связь с московским мэром тайной не является), то ли как не совладавший с материальными трудностями (перманентные невыплаты гонораров и задержки не слишком впечатляющего жалованья сотрудникам), то ли обидевшись на скуповатых инвесторов. Недоумения и гадания о будущем сотрудников «ЛГ» разрешились в четверг -- Гущин освобожден от должности по личной просьбе (но остается членом совета директоров «Метрополиса»), на его место совет директоров назначает Юрия Полякова.
Юрий Поляков родился в 1954 году, по образованию филолог. В «ЛГ» печатался с 70-х годов. В начале 80-х редактировал газету «Московский литератор» и возглавлял комсомольскую организацию Союза писателей СССР. Известность Полякову принесли предперестроечные и перестроечные повести, публиковавшиеся в журнале «Юность»: «ЧП районного масштаба» (непорядки в комсомоле), «Сто дней до приказа» (непорядки в армии), «Апофегей» (байки про самое большое начальство, «замаскированное» под районных функционеров). Повести отличались дозволенной смелостью (разоблачения + эротика), хорошим знакомством с «фактурой» (типажи циничных карьеристов), бойким слогом и внятным сюжетосложением, что и обеспечило им большой успех. Появившийся в новую эпоху роман «Козленок в молоке» (разоблачение писательских нравов; эстетика без изменений) особого резонанса не вызвал. В последнее время Поляков занимался не только словесностью и публицистикой, но и политикой -- он безуспешно баллотировался в Государственную думу по списку Святослава Федорова и Андрея Николаева.
Впервые с подзабытых времен Александра Чаковского (при нем «Литературка» и обрела популярность; за счет кого и чего -- разговор отдельный) «ЛГ» возглавил писатель. Вне зависимости от причин, вознесших Юрия Полякова к вершине (некогда заоблачной, теперь условной, но хранящей память о былом величии), писательский статус главного редактора придется учитывать. И коллективу (в котором достойные критики и журналисты много лет влачат полунищее существование), и литературной общественности (давно махнувшей на «ЛГ» рукой), и самому редактору. Любой писатель, получивший такое двусмысленное наследство, может двинуться по трем дорогам. Первая -- обслуживание «своего круга». Вторая -- борьба за «возрождение», привлечение денег для издания, а несхожих и даровитых авторов -- к изданию. Третья -- оставить все как было. Юрий Поляков -- человек с организаторской (если угодно -- функционерской) хваткой, соответствующими связями и сильными амбициями. Вполне возможно, что он захочет убедить в своей мощи коллектив, литературный истеблишмент и по привычке чего-то ждущего от «ЛГ» читателя (таких много среди губернской интеллигенции). Исполать. Но правило монтера Мечникова неизменно: утром -- деньги, днем -- стулья.
Андрей НЕМЗЕР