|
|
N°71, 20 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Над кем смеетесь
«Заблудшие души» вышли в прокат
«Заблудшие души» -- это фильм из тех, на которые, если уж угораздило пойти, нельзя опаздывать. Но не потому, что потом не разберетесь в механизме сюжета -- тут-то как раз все ясно: бывшая бесноватая, а ныне благочестивая приходская учительница (Вайнона Райдер) достает писателя-атеиста (Бен Чаплин) россказнями о том, что вскоре в него вселится дьявол, тот верит и пускает себе пулю в висок, финал, как полагается, открытый. А потому, что долго придется стоять и ждать, пока глаза привыкнут к кромешной тьме и можно будет отыскать свободное местечко: все кадры фильма темные, на сто с лишним минут -- один-два солнечных плана.
Ничего удивительного: картина стала режиссерским дебютом известного американского оператора Януша Каминского, постоянно работающего на картинах Стивена Спилберга (он снимал «Список Шиндлера», «Затерянный мир», «Амистад», «Спасение рядового Райана», а также «Искусственный интеллект», премьера которого ожидается в США в начале лета). Превращение оператора в режиссера редко свершается удачно (на этом в свое время обжегся даже советский гений Сергей Урусевский), из исключений на память приходит разве что Барри Зонненфельд, как оператор работавший с братьями Коэнами, а потом снявший в качестве режиссера две серии «Семейки Аддамс» и «Людей в черном». Сумрачные церковные своды с пробивающимся откуда ни возьмись лучиком света (см. кадр из фильма) и темно-синий вечерний «режим», при котором герои кажутся ожившими утопленниками, -- таково представление абсолютного большинства операторов о «стильном изображении». Ясно, что при таком раскладе надо снимать религиозный триллер. А уж если рядом нет режиссера, который вовремя вправил бы мозги увлекающемуся «директору изображения», тогда вообще туши свет.
Фильм не стоил бы рецензии, если бы не одно неприятное обстоятельство. В молодежном хорроре Роберта Родригеса «Факультет» есть забавное рассуждение о том, что глупые фильмы про инопланетян -- дело рук самих инопланетян, которые таким образом маскируют свое присутствие на земле (кто ж поверит в такую чушь?). Сходную логику можно применить и к «Заблудшим душам», но забавной она уже не кажется. В мире снимается столько глупых религиозных триллеров о пришествии Дьявола, что кажется, будто это происки рогатого, умело маскирующего свое могущество. Кто поверит в одержимость бесами, посмотрев «Заблудшие души»?
Когда один из героев несколько раз подряд провозглашает «Христос победил Сатану», зал взрывается издевательским хохотом. Понятно, что смеются не над «месседжем», а над «медиумом» -- беспомощной режиссурой, глупыми диалогами, ходульным сюжетом. Но все равно как-то не по себе.
Алексей МЕДВЕДЕВ