|
|
N°20, 06 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Адмирал моих мыслей шальных
Иркутские казаки добиваются установки памятника Колчаку
Приближающаяся годовщина гибели адмирала Александра Колчака -- знаменитого полярного исследователя и верховного правителя России, расстрелянного большевиками 7 февраля 1920 года на льду Ангары, -- грозит обернуться очередным витком «войны памятников» в Иркутске. Местные казаки, которые каждый год 7 февраля проводят на месте расстрела белогвардейского адмирала и премьер-министра его правительства Виктора Пепеляева поминальную службу, давно требуют поставить в городе памятник Колчаку. И желательно строго напротив имеющегося в городе бюста первого председателя ВЦИК Якова Свердлова, которому здесь не могут забыть вышедшую из-под его пера директиву о «ликвидации казачества».
Собственно, у памятника «инородцу» Свердлову обычно и начинаются поминки по Колчаку, которого иркутские казаки почему-то считают почти родным. Сюда участники митинга приходят с венком из колючей проволоки, который и укладывается к постаменту. Традиция припоминать первому «советскому президенту» гибель десятков тысяч казаков и массовую эмиграцию выживших после Гражданской войны повелась с 1992 года. Троекратный казачий рев "Будь ты, Яшка, проклят!" -- самое пристойное, что приходится выслушивать мраморному большевику, который, к слову, даже не дожил до расстрела Колчака. Однако этот исторический факт отдаленных потомков казаков мало волнует -- они говорят, что заботятся прежде всего о восстановлении исторический справедливости. «Казаки не хотят разрушать памятник Свердлову, но ради соблюдения исторической справедливости напротив этого памятника на другом берегу Ангары должен стоять памятник адмиралу Колчаку», -- говорит атаман Иркутского казачьего войска Николай Меринов.
На месте расстрела адмирала вообще-то уже стоит деревянный крест. Однако он уже изрядно побит временем, и казаки ежегодно обращаются в мэрию с просьбой разрешить им поставить адмиралу «настоящий памятник». Первоначально планировалось установить на берегу Ангары небольшую бронзовую скульптуру, но в 2000 году сделать памятник верховному правителю вызвался знаменитый скульптор, а по совместительству еще и казачий генерал Вячеслав Клыков. В свойственной ему манере г-н Клыков подошел к делу с размахом. По его проекту, высота будущего творения должна составить не менее 6 метров. Причем памятник задуман не из скромной бронзы, а из черного мрамора. По словам г-на Клыкова, выглядеть памятник будет так: на постаменте стоят, скрестив винтовки, белогвардейский офицер и красноармеец, а рядом с ними Колчак, который «задумался о судьбе России».
Скульптор уже давно сделал модель памятника в глине, и дело осталось за малым -- воплотить проект в черном мраморе. Однако на этом этапе творчества и выяснилось, что казаки не в состоянии собрать деньги на «черного адмирала». По словам иркутского казачьего атамана Николая Меринова, «в Иркутске есть несколько предпринимателей, которые охотно взялись бы финансировать строительство памятника», однако оформить заказ казаки почему-то никак не могут.
Впрочем, проблема с памятником Колчаку заключается не только в отсутствии средств на клыковский черный мрамор. Дело в том, что далеко не все чиновники в мэрии Иркутска и члены городской Думы согласны с тем, что память известного белогвардейца надо увековечить именно так. Не исключено, что осторожность чиновников объясняется еще и тем, что Верховный суд России несколько лет назад отказал в реабилитации Колчака, расстрелянного во внесудебном порядке, на основании того, что адмирал не препятствовал совершению военных преступлений своими подчиненными -- казачьими атаманами, которые развернули в Иркутске и Забайкалье настоящий террор против большевиков. Защитники Колчака, конечно, напоминают иркутским градоначальникам, что вердикт ВС не смущает, например, главкома ВМФ Владимира Куроедова, который лично разрешил открыть мемориальную доску белому адмиралу в Санкт-Петербурге 17 апреля 2002 года, однако администрация города пока заняла выжидательную позицию.
Тем не менее казаки продолжают настойчиво требовать именно монумент. И отказываются принимать как дань памяти Александра Колчака не только поставленную одним из иркутских театров пьесу местного драматурга Сергея Остроумова «Звезда и смерть адмирала», но даже вполне народное и популярное пиво «Адмирал Колчак».
Тимур ДУГАРЖАПОВ, Иркутск