|
|
N°20, 06 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто тридцать три писателя и кое-что еще
Издан путеводитель по современной русской литературе
Меньше года назад ценители отечественной словесности получили возможность узнать, как теперь выглядит наша Империя Слова -- Сергей Чупринин предложил их вниманию капитальный двухтомный справочник «Современная Россия: Мир литературы» (о нем см. «Время новостей» от 26 марта 2003). Путь этого издания к потребителю был прихотлив и извилист. Тираж лег на полки немногих книжных магазинов через несколько месяцев после того, как вроде бы «увидел свет». Далее актуализировались другие факторы: масштабность продукта отозвалась ценой, подъемной далеко не для всякого заинтересованного читателя, установка на «всеохватность» вступила в противоречие с обычным желанием публики выяснить, что же в той или иной сфере (например, в русской литературе) считается «самым-самым». Автор-составитель не растерялся и выпустил еще одну книгу -- компактный, доступный и увлекательный путеводитель «Русская литература сегодня» (М., «Олма-Пресс»).
Конечно, без словаря-великана путеводителя бы не было, но отличается эта книга от своего «прародителя» отнюдь не только объемом и адресацией (понятно, куда более широкой, чем у справочника, обращенного прежде всего специалистам). Из книги этой легко извлечь множество полезных сведений, но есть у нее и другая ипостась -- путеводитель можно просто читать.
Открывается он разделом «Памятные даты», где на сорока страницах представлена краткая хроника литературной жизни последних восемнадцати лет. Первая дата -- 13 мая 1986-го: «Главным редактором журнала «Новый мир» стал Сергей Залыгин -- первый за все годы советской власти беспартийный писатель, назначенный на столь высокий и идеологически значимый пост». Дата последняя -- 30 июня 2003-го: «Из колонии №13 (г. Энгельс Саратовской обл.) условно-досрочно освобожден Эдуард Лимонов». Ну а в начинке все остальное: возвращение классики ХХ века, борьба с цензурой, запредельный рост и последующее катастрофическое падение журнальных тиражей, полемики, размножение писательских союзов, премии, скандалы, новые имена... Под «имена» отведен второй, самый объемный, раздел книги -- «Писатели России», но о нем скажем чуть позже. Далее следуют разделы «Премии» (подробно охарактеризованы двадцать престижных литературных наград -- учредители, назначение, лауреаты, авторы, попадавшие в шорт-листы, стипендиаты и проч., кроме того исчислены «другие премии» -- их более сотни), «Союзы» (представлены шестнадцать писательских сообществ), «Периодика» (тридцать журналов и газет, в чью компетенцию входит словесность; еще 89 изданий -- иные из которых канули в бездну -- представлены менее подробно; досаду вызывает молчание о тех центральных газетах, что уделяли и уделяют литературе совсем не мало внимания). На закуску -- коллекция забавностей под титулом «Литературный Гиннес»: самый дешевый журнал России - «Урал», самый дорогой -- «Разбитый компас» Дмитрия Галковского; самый высокий суммарный тираж собрали книги Сергея Михалкова, самую большую коллекцию литературных премий собрал фантаст Евгений Лукин, самый юный российский сочинитель -- восьмилетний Григорий Санжаровский, автор книги «Смешинки от Гриши» (М., 2000)...
Но есть еще и самые приметные (разумеется, с точки зрения Чупринина) писатели. Таковых оказалось 133. На самом деле их больше, так как автор преднамеренно обошел вниманием «писателей-классиков, чья заслуженно высокая литературная репутация сложилась еще в советскую эпоху... и сведения об их биографиях и творческом пути получить нетрудно». Главные герои путеводителя -- писатели, «которые либо дебютировали недавно, либо именно в последнее десятилетие сполна реализовали свой творческий потенциал». Так что не ищите здесь мини-портретов Александра Солженицына, Даниила Гранина, Андрея Вознесенского, Владимира Маканина, Олега Чухонцева, Василия Белова, Андрея Туркова и много кого еще. Ревнитель корректности может ехидно заметить, что отпортретированные в книге прозаики Людмила Петрушевская, Борис Екимов и Эдуард Лимонов, поэт Евгений Рейн, критики Наталья Иванова, Алла Латынина и Лев Аннинский тоже литературное имя не вчера приобрели. Но, во-первых, занудство вредно (на то и правила, чтобы их нарушать), а во-вторых, много -- не мало. К сожалению, несколько писателей, именно что приметных, активно действующих, вызывающих интересные дискуссии, в путеводитель не попали. Чупринин безусловно стремился к объективности изо всех сил: есть в книге персонажи ему совсем не близкие; есть и «калифы на час» (но на тот самый, в котором мы обретаемся). И все же по «персональной части» с ним спорить будут не только идеологические оппоненты. Я и сам могу несколько имен сходу назвать, но промолчу. Потому что мой (или любого другого критика, писателя, читателя) выбор будет не менее субъективен, чем решение Чупринина.
Важнее, однако, что публика получила лаконичные, но емкие, а в ряде случаев и изящные портреты (послужной список, библиография, высказывания коллег и журналистов) 133 сочинителей, о существовании которых (за редкими исключениями) должен знать всякий любитель российской словесности. Это 85 прозаиков (16 из них подвизаются исключительно в «жанровых» пространствах -- пишут триллеры, детективы, фантастику), 25 поэтов и 23 критика и эссеиста. Кто-то сочтет, что Чупринин потрафляет своему цеху. Спорить не стану: потрафляет. И правильно делает. Во-первых, потому что критиков и так все подряд хают. Во-вторых, потому что некоторых коллег составитель упустил из виду (по-моему, зря). В-третьих, хозяин -- барин.
И последнее. Справочников без ошибок не бывает. Как и книг без опечаток. Несомненно, в будущих изданиях оплошности надо убрать. Но одну опечатку очень хотелось бы сохранить: книга, в реальности называющаяся «Замечательное десятилетие русской литературы», чудесным образом превратилась в «Замечательное долголетие...». Как говорит один прекрасный поэт (кстати, в справочник включенный): По-моему, это тост!
Ну а кто же все-таки оказался запечатленным? А Ольга Славникова там есть? А Боян Ширянов? А Макс Фрай? А Тимофей Брубильщиков? Так я вам и скажу. На то и справочник, чтобы справки наводить!
Андрей НЕМЗЕР