|
|
N°20, 06 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диктатура на троих
Президента Грузии обвиняют в авторитаризме
Михаил Саакашвили впервые за время своего недолгого президентства столкнулся с серьезным сопротивлением оппозиции. По накалу страстей вчерашний день в Тбилиси тут же сравнили с ноябрьскими событиями, когда революционная тройка отстранила от власти Эдуарда Шеварднадзе. Скандал случился в связи с обсуждением в грузинском парламенте изменений в конституцию, предусматривающих воссоздание института кабинета министров, упраздненного в середине 90-х. Оппоненты назвали внесенные предложения началом конца грузинской демократии.
Саакашвили оставалось удовлетворить амбиции третьего из лидеров ноябрьской «революции роз» -- Зураба Жвании (сам Саакашвили -- президент, Нино Бурджанадзе -- председатель парламента). Сейчас Жвания -- госминистр, но Саакашвили всегда называл его будущим премьер-министром. Для этого и были предложены изменения в конституцию.
Пока в Грузии действует американская модель, когда президент выполняет функции главы правительства, а госминистр является как бы связующим звеном между первым лицом и министрами. При всех полномочиях госминистр занимает декоративный пост, он не может снимать или назначать министров.
Внесенные в парламент предложения весьма мудреные. Грузия должна стать полупрезидентской республикой. Авторы проекта, готовившегося в условиях секретности, мучительно искали формулу, при которой власть должна была, насколько возможно, в равной степени делиться между президентом, премьером и спикером, чтобы никто не счел себя обделенным.
Согласно проекту, президент после консультаций с лидерами парламентских фракций назначает премьера, который в свою очередь называет министров, согласовывая их с главой государства. Право называть силовиков принадлежит только президенту. После этого парламент должен заявить о доверии правительству. Парламент может отправить правительство в отставку, собрав три пятых из своих 235 голосов, что сложно и маловероятно.
С другой стороны, если парламент три раза подряд не утвердит правительство или не завизирует госбюджет, президент может распустить законодательный орган, правда не в течение первых шести месяцев после выборов.
Михаил Саакашвили призвал депутатов принять поправки, чтобы в Грузии появилась единая и энергичная правительственная команда для наведения порядка и дисциплины. А подозрения в надвигающейся диктатуре, высказываемые в парламенте из-за того, что президент получит реальную возможность роспуска законодателей, Михаил Саакашвили назвал «демагогией». В поддержку президента будущий посол Грузии в России, депутат Константин Кемулария заявил, что «Эдуард Шеварднадзе не имел права распускать парламент, но умудрился создать авторитарный режим за счет послушного большинства в парламенте».
Депутат Вахтанг Хмаладзе, соавтор действующей в стране с 1995 года конституции, комментируя предлагаемые поправки, предупредил о наступлении диктатуры. Парламентарий Закарий Куцнашвили сказал, что те его коллеги, которые поддержат поправки, «не смогут после этого смотреть в глаза избирателям».
Но самым обидным для Михаила Саакашвили и его правящего «Единого нацдвижения» стал демарш единомышленника Кобы Давиташвили, который в знак протеста против поправок покинул пост партийного политсекретаря. По словам этого депутата, Михаил Саакашвили даже предлагал ему пост министра обороны в обмен за молчание. Но, по его признанию, молчать в условиях наступления «авторитиарного режима» нельзя.
«Раньше Саакашвили говорил, что Шеварднадзе имеет неограниченную власть, но только теперь президент получает право роспуска парламента, -- сказал журналистам лидер «Союза традиционалистов», депутат Акакий Асатиани. -- Вообще, получается какой-то суррогат, который себя не оправдает. Какая-то зебра получается: кто-то премьеру подчиняется, кто-то нет. И почему такие важные изменения в конституцию не были доведены до граждан страны, не прошли публичное обсуждение? Саакашвили радует народ арестами авторитетных чиновников. Потом что сделает Миша, когда аресты закончатся? Ведь ничего пока не предложил». Дебаты в парламенте вчера шли до поздней ночи, и в конце концов законопроект смог пройти первое чтение: "за" проголосовали 167 депутатов, "против" -- лишь девять. Многие из 235 депутатов явно устранились от голосования. Сегодня обуждение продолжится в следующих чтениях.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси