|
|
N°119, 06 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хранить вечно
В «Иллюзионе» покажут классические советские и американские фильмы в совершенно новой версии
Если верить киноархивистам, то почти что пятьдесят процентов фильмов, снятых на планете до 1950 года, ныне безвозвратно утрачены. Так что можно только гадать, какой на самом деле была история мирового кино первой половины двадцатого века. Чтобы ничего подобного не произошло и с уцелевшими лентами, по всему миру проходят широкомасштабные акции, направленные на сохранение того, что еще можно спасти. В последнее время большая часть мирового кинонаследия подвергается реставрации, и на это тратят средства, сравнимые с бюджетами самых навороченных современных блокбастеров. Но дело не столько в технической и материальной стороне дела -- важно не только сохранить в целости сами фильмы, но и поддерживать в новых поколениях кинозрителей интерес к классике мирового кино. Именно этой цели и посвящена ретроспектива восстановленных и отреставрированных фильмов, организованная совместными усилиями Госфильмофонда России и посольством США в Москве (при участии Библиотеки конгресса США). С 17 по 29 сентября в Москве можно будет увидеть 30 американских и российских лент, которые совсем недавно обрели новую жизнь.
Американская сторона представила полтора десятка картин, среди которых «Касабланка» Майкла Кертица, «Бешеный бык» Мартина Скорцезе, «В порту» Элии Казана, «Китайский квартал» Романа Поланского, один из лучших, но практически неизвестный у нас фильм Джона Форда «Следопыты». Даже обычно неуступчивая и прижимистая студия Уолта Диснея дала разрешение на показ «Белоснежки» и первого короткометражного мультфильма с участием Микки-Мауса «Пароходик Вилли». Едва ли не впервые можно будет посмотреть оригинальную, несокращенную версию фильма «Некоторые любят погорячее» (по нашу сторону госграницы известного под конгениальным названием «В джазе только девушки»). Большая часть заокеанских фильмов из этого списка неплохо известна у нас по видеокопиям, но это даже хорошо, так как дает возможность почувствовать пресловутую разницу между телемонитором и настоящим киноэкраном. С российской же стороны представлены картины не столь популярные, но оттого еще более любопытные. Среди последних госфильмофондовских достижений в области реставрации -- «Счастье» Александра Медведкина, «Окраина» и «Новгородцы» Бориса Барнета, первый авторский вариант фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» и многое другое.
Ретроспектива откроется 16 сентября в Киноцентре сатирическим памфлетом Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (второй после «Спартака» фильм мэтра, который законным образом добрался до отечественных широких экранов). Все остальные фильмы можно будет увидеть в «Иллюзионе». По всему выходит, что всю вторую половину сентября киноманам придется провести на Котельнической. Оторвавшись наконец от видео -- преступного и унизительного по отношению к подлинным киношедеврам.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ