Время новостей
     N°20, 06 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2004
Анатолий Седых: Нас не догонят
Глава ОМК считает, что у него не будет серьезных соперников в течение двух лет
После развала СССР Россия, обладающая колоссальными запасами углеводородов, осталась без собственных труб большого диаметра (ТБД), необходимых для строительства магистральных нефте- и газопроводов. Спроектированный под нужды газовой отрасли Харцызский завод находится на Украине и до сих пор является крупным поставщиком "Газпрома". С активизацией транспортных проектов в нефтяном и газовом секторах экономики России появились идеи организовать собственное производство ТБД. Но ни одна из них до сих пор не воплощена. Нижнетагильский меткомбинат (подконтрольный "Евразхолдингу") первым отважился заявить о запуске производства ТБД в 2000 году, однако без фьючерсного контракта с «Газпромом» на закупки труб оказалось невозможно привлечь необходимые средства. Руководители Объединенной металлургической компании (ОМК) и Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), решившие в 2001 году осваивать производство ТБД совместными усилиями и даже планировавшие перейти на единую акцию, в итоге "не сошлись характерами". В 2002 году распался еще один альянс -- ОМК и «Северстали». Но самое интересное в борьбе производителей за рынок труб большого диаметра еще впереди. Теперь соперничество развернется между ОМК, которая решила выпускать ТБД самостоятельно, и альянсом «Северсталь» -- «Евразхолдинг», объявившим о начале совместного проекта в прошлом году. Впрочем, в интервью корреспонденту газеты «Время новостей" Яне ВИКТОРОВОЙ президент ОМК Анатолий СЕДЫХ рассказал, что в ближайшие годы не ожидает найти в России конкурентов.

-- Как известно, в России до сих пор не производятся прямошовные трубы диаметром 1420 мм для магистральных нефте- и газопроводов. ОМК первой объявила о запуске проекта по производству подобных труб, наиболее востребованных «Газпромом». Уложитесь в проектные сроки?

-- Как мы и заявляли, Выксунский металлургический завод приступит к выпуску прямошовных одношовных труб диаметром 1420 мм в начале 2005 года. Новый комплекс будет производить полный спектр ТБД: диаметром от 530 до 1420 мм. Совокупная мощность линий -- более 1 млн т труб в год, из них труб диаметром 1420 мм завод сможет производить ежегодно 570 тыс. тонн. Причем две независимые линии позволят нам выполнять несколько заказов одновременно. Эти трубы смогут выдерживать давление до 250 атмосфер и иметь стенки толщиной до 48 мм. Так что мы сможем участвовать во всех шельфовых проектах -- мы нацелены на этот сегмент, который активно развивается в мире. Если раньше нефть возили с буровых платформ танкерами, то сейчас все они оснащаются трубопроводами.

-- Сколько средств будет вложено в ваш проект и какова его окупаемость?

-- Планируемые инвестиции -- 170 млн долл. Мы рассчитываем, что в течение трех-четырех лет после запуска проекта эти вложения окупятся.

-- Ваши конкуренты тоже намерены в 2005 году начать производство труб диаметром 1420 мм для «Газпрома». Как вы относитесь к альянсу «Северстали» и «Евразхолдинга», ведь с Алексеем Мордашовым у вас был аналогичный совместный проект, который развалился.

-- Мы не боимся конкуренции. Наши главные преимущества -- это прежде всего высокое качество труб и большой опыт их производства. В последние годы не было ни одного крупного тендера, где бы мы не участвовали и не побеждали. Наши трубы по качественным характеристикам не будут иметь аналогов ни в России, ни в мире. Немаловажно и то, что наш комплекс будет выпускать до 60 труб в час, а проект «Северстали» и «Евразхолдинга» предусматривает в несколько раз меньшую производительность.

-- Да, но предполагалось, что ваши проекты должны стартовать практически одновременно, что должно существенно обострить борьбу за клиентуру. На первый план выходит вопрос -- кто быстрее...

-- Этот вопрос, на мой взгляд, не стоит обсуждать вообще. Мы используем действующее производство на ВМЗ -- готовый цех, квалифицированный персонал и т.д. Даже при таких условиях срок реализации нашего проекта с момента начала его проработки и вплоть до запуска составит три года. Вряд ли наши коллеги пройдут весь путь за меньший срок. Монтаж и наладка оборудования, сертификация продукции, обучение персонала -- все это потребует немало времени. Самый оптимистичный вариант -- это конец 2006 года.

Я думаю, что мы скорее всего будем первыми и не будем иметь серьезных соперников в течение двух лет.

Но вместе с тем нельзя говорить, что у нас не будет конкурентов, так как есть трубы 1420 мм производства Харцызского и Волжского трубных заводов, а также есть западные поставщики, но качество и харцызской, и волжской продукции несколько иное, чем мы планируем произвести на нашей новой линии.

-- Получили ли вы какие-то гарантии «Газпрома», который, как известно, большую часть ТБД покупает у Харцызского завода на Украине?

-- Официальных гарантий не было и ни для кого не будет. Но мы уверены в успешном сбыте -- у «Газпрома» есть конкретные потребности, и именно под них мы строим производственную линию. В целом "Газпром" понимает, что приоритет должны получить отечественные производители. И переговоры о том, что российские трубники с вводом новых мощностей смогут покрыть потребности газовой монополии, естественно, были. Поставки же с Украины, я думаю, сократятся уже в 2005 году.

-- Ранее вы говорили, что «Газпром» завышает потребности в ТБД и что они реально составляют не 800 тыс. т, как анонсировали сами газовики, а около 250 тыс. т труб в год.

-- Речь идет не о завышении потребностей, а о неполных закупках. «Газпром» покупал 250 тыс. тонн, и это явно ниже его потребностей. Просто раньше у концерна не было финансовых ресурсов на покупку труб в полном объеме. Сейчас ситуация изменилась, «Газпром» наращивает закупки труб, и уже заявлено, что в модернизацию трубопроводной системы компания направит в течение пяти лет 7 млрд долл. Я думаю, в ближайшие год-два «Газпром» выйдет на уровень своих потребностей -- порядка 600--800 тыс. т в год труб диаметром 1420 мм.

-- Сколько труб большого диаметра вы готовы поставлять «Газпрому»?

-- Мы-то готовы поставить концерну и 500 тыс. тонн, но реально будем поставлять около 250 тыс. плюс 100 тыс. т другим российским потребителям. ОМК удовлетворит потребности «Газпрома» по трубам большого диаметра на 50% или чуть меньше. По объему продукции «Газпром» будет основным клиентом. Но я хотел бы подчеркнуть, что поскольку наша линия позволяет выпускать не только трубы 1420 мм, «Газпром» будет лишь одним из покупателей. Думаю, что достаточно большой объем будут покупать «Транснефть», ЮКОС, а также другие нефтяные компании.

-- В феврале будет запущено производство труб диаметром 1067 мм. Каким будет объем их производства и на какой сегмент они рассчитаны?

-- Начиная с 2005 года мы планируем производить таких труб порядка 80 тыс. тонн. Это международный дюймовый стандарт, в мире велико потребление этих труб, я думаю, что все 80 тыс. и продадим. Первые контракты уже прорабатываются. В основном это будет экспорт. В этом году мы планируем расширить поставки на внешний рынок -- с 10% в 2003 году до 14% в этом. Еще большие возможности у нас появятся с пуском новой линии, поскольку в 2003 году мы по ТБД были загружены на 100%. Цех по производству труб большого диаметра в Выксе произвел более 300 тыс. тонн труб -- рекордное количество за всю историю своего существования.

В целом для нас внутренний рынок интереснее, чем внешний, по крайней мере по ТБД, поскольку транспортировка сильно влияет на затраты и снижает нашу прибыль. Тем не менее дальнейшее увеличение экспорта мы рассматриваем как приоритетную задачу.

-- Два года назад вы говорили, что трубники не готовы к слияниям, теперь мнение изменилось?

-- Мы приняли решение работать и развивать наши проекты самостоятельно.

-- Не так давно ходили слухи об участии «Северстали» в акционерном капитале ОМК. Ранее глава ЧТПЗ Андрей Комаров заявлял, что через некоторое время вы можете вернуться к планам создания единой компании.

-- Нет, слияния на уровне акций, думаю, очень маловероятны. Это касается и нефтегазостроителей, и металлургов, и трубников. По поводу слияний на металлургическом рынке постоянно циркулируют слухи, идут переговоры, но до реальных союзов дело не доходит. А стратегические союзы возможны, они и так существуют, так как трубники являются самыми крупными покупателями металлопродукции в России. ОМК, к примеру, покупает более 1 млн т листа в год. Значительную его часть мы берем у «Северстали».

-- Да, но с запуском «Северсталью» собственного проекта по производству ТБД это партнерство может стать инструментом для определенного рода давления на потенциального конкурента?

-- Мне кажется, что здесь существует взаимозависимость поставщика и потребителя, которая выгодна обеим сторонам. Кроме того, мы не рассматриваем «Северсталь» как единственного производителя широкого листа. У нас есть и альтернативные поставщики. Так, в прошлом году мы значительно увеличили закупки листа у украинской «Азовстали».

-- Новые активы приобретать не собираетесь, как, например, ваши коллеги с ЧТПЗ?

-- У нас несколько иная идеология. Мы выбрали интенсивный путь развития, а потому в первую очередь развиваем Выксунский металлургический завод. Здесь мы будем наращивать объем производства труб и объем инвестиций, которые составят в 2004 году более 100 млн долларов.

-- Котировки ваших акций в последнее время растут. Какие-то мероприятия по повышению капитализации компании -- переход на единую акцию, первичное размещение -- планируются?

-- Акции наших предприятий пока не входят в котировальные листы, однако мы уже сейчас работаем над повышением их инвестиционной привлекательности. Имеется в виду прежде всего повышение прозрачности структуры капитала, внедрение мировых стандартов корпоративного управления, предоставление финансовой отчетности по международным стандартам.

IPO в ближайшее время мы выпускать не собираемся.

-- Какие процессы ожидают трубную отрасль в текущем году?

-- Я думаю, что объем потребления труб внутри России будет примерно на 5--7% ниже, чем в 2003-м. Поэтому конкуренция на трубном рынке значительно обострится. Это связано как со значительным увеличением цен на штрипс, так и с тенденцией снижения потребления трубной продукции. Доля ОМК будет чуть больше 20% отечественного трубного рынка.

-- А в денежном выражении?

-- В прошлом году объем реализации Выксунского завода составил около 700 млн долл., в текущем, если не будет форсмажорных ситуаций, он возрастет до 800 млн долларов.

ОМК объединяет около 20 предприятий, в том числе Выксунский металлургический и Альметьевский трубный заводы, Щелковский и Чусовской металлургические заводы. Основные направления бизнеса -- трубное производство (20% всех российских поставок трубной продукции, около 30% ТБД) и производство цельнокатаных железнодорожных колес (более 60%).

Беседовала Яна ВИКТОРОВА