Время новостей
     N°19, 05 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2004
Фаберже на ПМЖ
Императорскую коллекцию ювелирных изделий выкупили, чтобы вернуть домой
Финал истории, рассказанной в первом после Нового года выпуске нашей газеты, вышел почти феерическим. Вся коллекция изделий знаменитого ювелира русского Императорского двора Карла Фаберже, принадлежавшая наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса, не будет выставлена на торги апрельского аукциона Sotheby's. Она просто приедет домой, то есть в Россию.

Некоммерческий фонд «Связь времен», учрежденный российским предпринимателем, председателем совета директоров ЗАО «Ренова» Виктором Вексельбергом, завершил в Нью-Йорке сделку по приобретению у семьи Форбса коллекции Карла Фаберже. Поскольку Sotheby's уже выставил лот коллекции на аукционные торги, фонду были отчислены комиссионные.

Стороны не обнародовали финансовую сторону сделки. "Семья потрясена и отказывается обсуждать цену", - цитирует агентство Рейтер представителя семьи Форбс. По мнению работников Sotheby's, сумма, выплаченная фондом «Связь времен», составляет минимум 90 млн долл., а по неофициальной оценке других экспертов - превышает 100 млн.

Автономный некоммерческий фонд «Связь времен» был создан Виктором Вексельбергом с целью поиска, приобретения и возвращения исторически значимых произведений искусства, находящихся за рубежом. Решение об учреждении фонда было принято в январе, сразу после появления информации о решении наследников Форбса продать коллекцию изделий Фаберже на аукционе. Сделка, заключенная фондом «Связь времен», является в своем роде рекордной. Все помнят широкий меценатский жест Владимира Потанина, приобретшего для Эрмитажа «Черный квадрат» Малевича из коллекции Инкомбанка. Тогда речь шла об одном миллионе долларов (32 млн руб.).

Жест Виктора Вексельберга отличается не только иными масштабами - он сделан и в иных условиях, когда отношения власти и крупного бизнеса в России серьезно обострились. Бизнес обвиняют не только в уклонении от налогов, но и дефиците "социальной ответственности", отсутствии патриотизма, выводе денег из России и приобретении на них разного рода иноземных "челси". Вряд ли можно сомневаться в том, сколь важную роль играли эти мотивы для главы "Реновы" при принятии решения об этой экстраординарной сделке. Зато можно как раз сомневаться в том, послужит ли ему этот шаг в качестве "индульгенции" в его дальнейшей бизнес-деятельности.

Но вне зависимости от этих очевидных для многих мотивов приобретение коллекции Форбса принципиально для российской культуры. Во-первых, потому, что пасхальные подарки царской семьи были проданы из страны незаконно, в период великой коммунистической стройки и яростной борьбы со старым миром. Из 50 принадлежавших дому Романовых пасхальных яиц Фаберже после 1917 года в России, в Музеях Московского Кремля оставалось лишь десять. Все остальные раскатились по частным и музейным собраниям разных стран мира. Теперь историческая справедливость отчасти будет восстановлена: самая большая коллекция пасхальных подарков Фаберже (19 драгоценных яиц) окажется дома, в России. Во-вторых, с учетом того, что первые хозяева пасхальных яиц Фаберже -- члены семьи российского императора Николая II -- причислены Русской православной церковью к лику святых, коллекцию пасхальных подарков можно считать не только художественной, но и конфессиональной реликвией. По словам самого г-на Вексельберга, намерение приобрести коллекцию получили одобрение высших иерархов Русской православной церкви.

На вопрос газеты «Время новостей» о предполагаемом месте экспозиции и хранения коллекции директор по стратегическому планированию ЗАО «Ренова» Андрей Шторх ответил, что это будет зависеть от авторитетности места, норм безопасности, общедоступности и, наконец, соблюдения принципа неделимости коллекции. Среди возможных адресов ПМЖ коллекции Фаберже называются Эрмитаж, Оружейная палата Московского Кремля, музей храма Христа Спасителя. А пока она будет выставлена для всеобщего обозрения в выставочном зале в Нью-Йорке, чтобы западные ценители искусства могли с ней попрощаться.

Сергей ХАЧАТУРОВ