|
|
N°71, 20 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не встали
Часть депутатов Госдумы определилась в "еврейском вопросе"
Громкий скандал на вчерашнем утреннем заседании Госдумы наглядно продемонстрировал, каким именно может быть «особенный путь» России в развитии цивилизации. Несколько десятков депутатов наотрез отказались почтить память жертв холокоста. Впрочем, традиционной в подобных случаях минуты молчания не получилось и у тех, кто поднялся со своих кресел, -- между стоящими и сидящими думцами продолжалась перепалка, вспыхнувшая после предложения Сергея Иваненко откликнуться на день скорби, который вчера отмечала вся планета. Реплики с мест, да и призыв председательствующей Любови Слиски «каждому самостоятельно определиться в этом вопросе» позволили оценить уровень цивилизованности собравшихся в стенах этого государственного учреждения.
Но вздрогнули, глядя вчера в телевизор, не одни евреи. Они, судя по реакции главного раввина России Берла Лазара, просто ощутили это болезненнее -- на рефлекторном уровне. Те же, кто врожденным комплексом «пятого пункта» не обременен, могли просто наблюдать, как несогласный абсолютно со всем происходящим в последний месяц (от смены руководства на НТВ до принятия в Нидерландах закона об эвтаназии) «яблочник» Иваненко, под телекамеры, предлагает своим коллегам определиться в «еврейском вопросе». Остро чувствующий любую потенциально скандальную ситуацию Владимир Жириновский с готовностью откликается на нее, немедленно включает свои децибелы и начинает на всю страну мерить, чей холокост больше. Почти вторит ему, напоминая про миллионы погибших русских и белорусов, известный пролетарский защитник свободного телевидения от сионистов Василий Шандыбин. Неуверенно, нестройно, с оглядкой на соседей, поднимаются коммунисты и аграрии. Наконец, вставший Николай Харитонов предлагает депутатам на последнем перед перерывом заседании 26 апреля почтить жертв чернобыльской катастрофы и Великой Отечественной войны.
Одним из первых сгладить впечатление от поступка своих коллег попытался опоздавший к началу заседания Геннадий Зюганов. Уже через пару часов в кулуарах Думы лидер КПРФ заявил, что в таких случаях «нормальные люди обязаны вставать». Российскую компартию в ее нынешнем виде и составе едва ли можно заподозрить в тайной любви к народу Израилеву. Но часто бывающий за рубежом лидер коммунистов вчера даже подчеркнул, что для цивилизованных людей не стоит вопрос о том, нужно ли помнить о жертвах холокоста.
Вопрос, как это ни цинично звучит, не в количестве жертв. Смерть шести миллионов евреев называют не напрасной жертвой хотя бы потому, что последствием этой трагедии стало появление новых норм общественного поведения и принципов сосуществования государств, направленных на то, чтобы подобные трагедии больше не повторялись. «Never more!» -- не только девиз государства Израиль, но и всего цивилизованного мира. Иногда утверждают, что именно коррекция ценностей, вызванная холокостом, позволила европейским странам безбоязненно открыть друг для друга свои границы. Считается, что здесь же надо искать корни сегодняшней пресловутой политкорректности американцев. Посмеиваясь над ее «перегибами», нельзя не замечать, что именно она стала реальным механизмом вживления в быт принципов из Всеобщей декларации прав человека.
Значение холокоста для истории уже давно перестало быть загадкой по крайней мере для части нынешней российской власти. Об отношении к этой трагедии чуть больше года назад в Стокгольме заявила Валентина Матвиенко, участвовавшая в Международной конференции по холокосту. Вице-премьер обещала, что увековечение памяти жертв перестанет быть уделом отдельных граждан нашей страны, что формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма во всех его проявлениях будут провозглашены государственной политикой. «Отношение той или иной страны к трагедии холокоста -- это индикатор, своего рода лакмусовая бумажка, по которой другие государства судят о праве страны именоваться гражданским демократическим обществом», -- говорила в январе 2000 года г-жа Матвиенко.
Вчера, на глазах всего мира эта лакмусовая бумажка изменила цвет.
Холокост (от греческого Holocaust -- «всесожжение») -- обозначение массовых убийств евреев в 1933--1945 гг. в Европе. Трагедия холокоста как часть всемирной истории и преступление против всего человечества отмечается во многих странах 19 апреля -- в этот день в 1943 г. началось восстание в варшавском гетто. Восстание было жестоко подавлено войсками СС, почти все варшавские евреи погибли. Во время второй мировой войны нацисты убили около шести миллионов евреев -- треть нации. Почти три миллиона из них жили на территории СССР. Катастрофа, как еще называют холокост, отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по осмысленному намерению геноцида целой нации. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина Гроссен-Ванзее прошло совещание нацистских руководителей, на котором было принято итоговое решение об уничтожении европейских евреев в концлагерях -- так называемое "окончательное решение".
Олег ВОЛКОВ, Мария НИКИФОРОВА