|
|
N°19, 05 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченские страсти в Европе
Ахмеда Закаева в Германии не заметили
Комитет Госдумы по международным делам обратился в Генпрокуратуру с запросом в связи с берлинским блиц-визитом европейского представителя чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Г-н Закаев провел в Берлине три дня на прошлой неделе. Он прибыл туда по приглашению нескольких социал-демократических депутатов бундестага, успел поучаствовать в неформальной дискуссии о путях дальнейшего урегулирования чеченского конфликта и вернулся в надежный Лондон, словно нарочно раздразнив российских политиков.
Выдачи г-на Закаева Россия безуспешно добивается уже почти полтора года -- сначала у Дании, а потом у Великобритании. В прошлом году магистратский суд Лондона поставил точку в его деле, объявив доказательства вины, собранные российскими прокурорами, не вполне достаточными для экстрадиции.
Но международный ордер на арест Закаева не перестал действовать после того, как туманный Альбион предоставил ему политическое убежище. Поэтому некоторые российские политики надеялись, что Германия даст отечественной Фемиде еще один шанс отыграться за прошлые поражения. Однако задерживать Ахмеда Закаева немцы не стали -- хотя в московском бюро Интерпола и сочли, что формальных оснований для этого было вполне достаточно. «Если Интерпол и дальше будет действовать таким же образом, то под вопрос будет поставлена сама необходимость его существования», -- разочарованно заметил помощник российского президента Сергей Ястржембский.
Правда, г-н Ястржембский не пояснил, отчего Генпрокуратура на сей раз так понадеялась на Интерпол и не стала обращаться к немецким властям напрямую, как это делалось, когда Закаев приезжал в Копенгаген и Лондон. Немецкий официоз в лице МИДа и правительства всячески подчеркивает, что отношения к визиту чеченского изгнанника не имеет. Но ведь и в две предыдущие страны Ахмед Закаев въезжал вполне партикулярно, и это не мешало полиции чутко реагировать на просьбы своих российских коллег. Почему не состоялась третья попытка прокуратуры заполучить г-на Закаева, теперь, вероятно, узнают депутаты из думского комитета по международным делам. Впрочем, ответ, какой бы он ни был, все равно будет безнадежно запоздалым -- немецкий эпизод охоты на масхадовского посланника исчерпан в прошлую пятницу его возвращением в Лондон.
Разочарование российских политиков вполне понятно. Но нельзя не признать, что они еще раз повторили ошибку, с которой и началась осенью 2002 года вся европейская одиссея Ахмеда Закаева и российской Генпрокуратуры. Берлинскому эпизоду снова было придано значение большого международного скандала, специально инспирированного отдельными политическими кругами в Германии, которые наотрез отказываются разделить антитеррористические усилия России. При этом в самой Германии частного визита Закаева, по сути дела, никто не заметил, в чем газете «Время новостей» признался спикер бундестага Ханс Хоттер.
Но в целом чеченский вопрос остается вполне реальной помехой для политической дружбы между Россией и Европой. Вчера он снова был поднят в Европарламенте: 145 из 624 депутатов подписали вчера заявление в поддержку плана мирного урегулирования, который предлагает лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов. По этому плану, в Чечне следует ввести временную администрацию ООН, которая могла бы добиться окончательного прекращения боевых действий, вывода российской армии и разоружения боевиков. В самой ООН, правда, единственным законным правительством Чечни считают действующую администрацию Ахмата Кадырова -- об этом после поездки на Кавказ заявил замгенсека организации Ян Эгеланд. Да и в Европе сторонников масхадовского плана меньшинство. Но среди них есть представители практически всех стран и политических фракций, и все они полагают, что будущая резолюция Европарламента по России должна быть предельно жесткой.
Иван СУХОВ, Юрий ШПАКОВ, Берлин