|
|
N°19, 05 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Питер не сдался «России»
Смольный усилил позиции на переговорах с Минтрансом
Правительство Петербурга выиграло первый раунд борьбы за сохранение контроля над авиапредприятием «Пулково», которое, по планам правительства, должно слиться с Государственной транспортной компанией (ГТК) «Россия». 3 февраля полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обсуждали судьбу «Пулково» с прибывшим в город на Неве первым замминистра транспорта Александром Нерадько. Согласно распространенному вчера сообщению о результатах переговоров, питерцы добились немалого. Из состава ФГУП «Пулково» будет выделен аэропорт, который останется под контролем городских властей. Авиакомпания, созданная на базе объединенного самолетного парка «Пулково» и «России», также будет зарегистрирована в Петербурге. Наконец, новым директором «Пулково» стал предложенный Смольным менеджер этого авиапредприятия Александр Головин (еще в конце прошлой недели появилась информация о том, что Александр Нерадько лоббировал на этот пост гендиректора ГТК «Россия» Николая Шипиля, но его усилия, очевидно, успехом не увенчались). Теперь питерские власти будут биться за то, чтобы г-н Головин продолжил руководить авиакомпанией после ее объединения с «Россией», которое должно состояться до конца 2004 года.
Принципиальное решение о слиянии двух авиакомпаний было принято в правительстве еще в середине прошлого года. Но схема этой трансформации до последнего времени оставалась предметом дискуссии. Валентина Матвиенко неоднократно заявляла, что будет добиваться регистрации объединенной авиакомпании в Петербурге, так как в противном случае городской бюджет потеряет 500 млн руб. ежегодных налоговых поступлений от деятельности ФГУП. В Смольном считали нелогичным поглощение огромного питерского авиапредприятия небольшой «Россией», которая перевозит около 400 тыс. человек в год, -- услугами «Пулково» пользуются более 2,5 млн в год (это третья по объемам перевозок авиакомпания страны). А через аэропорт Пулково (сейчас одноименная авиакомпания является его структурным подразделением) в 2003 году проследовало 3,76 млн человек и более 26 тыс. тонн грузов. Ежедневно два его терминала обслуживают около 100 рейсов.
В «Пулково» утверждают, что решение зарегистрировать объединенную компанию в Санкт-Петербурге было принято управделами президента (в ведении которого находится ГТК «Россия»), Минтрансом и городским правительством. Это, отмечает пресс-служба авиапредприятия, «обусловлено тенденциями, имеющими место в современной гражданской авиации: стремлением авиакомпаний укреплять свое положение на рынке путем интеграции, создания объединений, альянсов».
Теперь Смольному предстоит решить еще две задачи. Во-первых, добиться того, чтобы контрольный пакет аэропорта после его акционирования был передан городу. А во-вторых, пролоббировать решение о назначении г-на Головина (или другого «пулковского» менеджера) на пост руководителя объединенной компании. Со своей стороны Минтранс в лице г-на Нерадько видит на этом посту Николая Шипиля, который, кстати, до 2000 года работал в «Пулково» (в апреле 2000 года по инициативе только что избранного президента Владимира Путина г-н Шипиль переехал в Москву и возглавил ГТК «Россия»).
Тем не менее в результате командировки в Петербург г-н Нерадько все-таки закрепил за собой одну важную позицию: он возглавит комиссию, курирующую слияние авиакомпаний.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Михаил КУКУШКИН