|
|
N°19, 05 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин измерит харизму Ильхама Алиева
В Москве начинается большая «кавказская неделя»
Сегодня с прибытием в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева в российской столице начинается большая «кавказская неделя». Вслед за азербайджанским лидером 11 февраля в Россию приедет президент Грузии Михаил Саакашвили. Таким образом, в Москве состоится «презентация» новой генерации постсоветских руководителей, пришедших на смену ветеранам политбюро ЦК КПСС. И несмотря на принципиальную разницу сценариев смены власти в Баку и Тбилиси -- семейного престолонаследия в Азербайджане и насильственного смещения президента в Грузии, -- Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили схожи в одном: оба представляют свежую поросль национальных элит, хоть и в разной степени, но настроенных решительно на западный стиль модернизации своих стран.
Выбор такого курса, сделанный в Баку и Тбилиси, во многом обусловлен бурной и кровопролитной историей «развода» с Москвой бывших советских республик Закавказья, начавшейся еще до формального распада СССР в 1991 году. Уроки последующего десятилетия для Баку и Тбилиси оказались не менее поучительными. Коллапс экономики в Грузии, изнурительная борьба Азербайджана за право самостоятельно определять стратегию использования сырьевых ресурсов вынудили эти республики признать: ориентация на Запад и его экономическая и политическая поддержка без учета геополитических интересов России не способны обеспечить внутреннюю стабильность в этих странах. Хотя бы потому, что Россия дает работу миллионам гастарбайтеров из Грузии и Азербайджана и является главным источником «тепла и света» в грузинских и азербайджанских домах.
Одним словом, выяснилось, что с Москвой дороже ссориться, чем дружить... Ильхаму Алиеву этот урок оставил в наследство отец и экс-президент. «Я буду продолжать политику Гейдара Алиева, поскольку она единственно верная», -- говорит президент Азербайджана. Такие формулировки были в ходу в советский период власти в Азербайджане Алиева-отца, когда говорили о «политике партии и правительства». Разумеется, такой «наследственный» стиль руководства Алиева-сына свидетельствует в первую очередь о его внутренней политике, когда оппозиция превращается в маргинальную группу. И это, видимо, меньше всего волнует Москву. Тем более уже давно не является секретом: главное содержание внутренней политики в Азербайджане -- это нерешенная проблема карабахского конфликта с Арменией.
Именно она, как утверждают в Баку и как ожидают того в Москве, станет главной в повестке дня российско-азербайджанских переговоров. Позиция г-на Алиева выглядит предельно жесткой: «Нагорный Карабах -- это внутреннее дело Азербайджана», «Армения в нашем случае --внешняя сила, вмешивающаяся в дела других, она должна быть признана агрессором», «Мы должны вернуть наши территории» и т.д.
Подобная постановка проблемы, как заметили газете «Время новостей» анонимные дипломатические эксперты в Москве, «низводит позиции Баку и Еревана на уровень, который они занимали 2--3 года назад и нивелирует те подвижки, что были достигнуты за это время в прямом диалоге между покойным Гейдаром Алиевым и президентом Армении Робертом Кочаряном». Как утверждает наш источник, Ильхам Алиев «может объяснить в Москве свою позицию тем, что он не в состоянии позволить себе то, что был способен сделать его отец, -- харизма Алиева-отца была настолько сильна, что он мог легко внушить соотечественникам, будто черное -- это белое». Поэтому «карабахский рецепт» Ильхама Алиева, предложенный им в Москве, будет в основном сводиться к требованию надавить на Армению и заставить ее вернуть территории.
Российское руководство в нынешней ситуации вряд ли готово предлагать новые варианты решения проблемы. Хотя бы потому, что все возможные варианты уже обсуждались и при посредничестве Минской группы ОБСЕ (США, Россия и Франция), и напрямую, между Алиевым-отцом и Робертом Кочаряном. На прошлой неделе в адаптированном виде один из вариантов был предложен от имени Евросоюза: в обмен на освобождение пяти из семи азербайджанских районов вокруг Карабаха Баку возобновляет железнодорожное сообщение через Армению до азербайджанского анклава Нахичевани. Но похоже, и это предложение не найдет отклика. Остается одно: на решение проблемы накладывается мораторий лет на 15. В этот период обе стороны будут осуществлять «меры доверия». И если за эти годы харизма Алиева-сына (если он удержит власть) сравняется с отцовской, то новый компромисс может быть найден. Не исключено, что такое развитие событий устроит Москву.
Аркадий ДУБНОВ