|
|
N°18, 04 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аудиторы против аудиторов
Между аудиторами и Центральным банком разгорелся скандал. На днях внеочередной совет по аудиторской деятельности при Минфине будет обсуждать новые рекомендации ЦБ по выбору аудиторской компании для аудита отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Президиум координационного совета (ПКС) семи аккредитованных при Минфине аудиторских профобъединений потребовал отменить эти рекомендации, написав письма в Банк России, Минфин, а затем первому замглавы администрации президента Дмитрию Козаку. В письмах отмечается, что «неадекватные критерии выбора аудитора повлекут за собой фактическое отстранение российских аудиторских компаний от рынка банковского аудита», а «применение рекомендаций ЦБ РФ нанесет урон интересам национальной экономической политики». Однако единство аудиторов нарушила компания ФБК. Ее вице-президент Алексей ТЕРЕХОВ в интервью газете «Время новостей» говорит, что речь идет не об угрозе конкуренции на рынке банковского аудита, а о первой акции формирующегося аудиторского лобби.
-- Аудиторы, рассчитывавшие на приток клиентуры при переводе банков на МСФО, сейчас говорят, что теряют новый рынок. С чем связано появление таких опасений?
-- На мой взгляд, для некоторой части аудиторов стало неожиданным само появление рынка аудита по международным стандартам. Но на самом деле программа перехода на МСФО была объявлена Центробанком несколько месяцев назад, и аудиторам давно нужно было побеспокоиться о грядущих изменениях и повышении квалификации своих сотрудников. Далеко не все это сделали. В результате появились письма аудиторского сообщества различным инстанциям, которые, на мой взгляд, являются не совсем адекватной реакцией (на появление рекомендаций Центробанка. -- Ред.). Общественные аудиторские организации взяли на себя обязательство контролировать качество услуг и провозгласили приверженность международным стандартам аудита, поэтому должны способствовать повышению квалификации аудиторов.
-- В письмах ПКС Центробанку и Минфину аудиторы просят отменить требование о наличии в фирме четырех специалистов с «дипломами международно-признанных бухгалтерских ассоциаций и организаций».
-- Аудиторское сообщество, видимо, решило, что рекомендации Центробанка начинают действовать с 1 января этого года. На самом деле первая отчетность банков по МСФО, которая должна быть аудирована, будет представлена в октябре следующего года. Поэтому, чтобы подготовить нужных специалистов, времени вполне достаточно -- более полутора лет. А вообще, существует международный стандарт аудита №220, согласно которому аудиторы обязаны повышать свою квалификацию.
-- Насколько дорого может обойтись подготовка таких специалистов для аудиторской компании?
-- От 2 до 20 тыс. долл. на человека. Минимальные инвестиции можно оценить в 6 тыс. долл. Но надо учитывать, что банковский аудит по МСФО -- это новое направление бизнеса, и аудиторы могут рассчитывать на увеличение заказов. Поэтому средства, которые мы будем вкладывать в обучение персонала, очевидно, окупятся в обозримое время -- аудит даже одного банка по международным стандартам будет стоить явно дороже 6 тыс. долл.
-- Почему Центробанк требует наличие в фирме именно четырех человек с международными дипломами?
-- На самом деле для небольшой фирмы минимальный набор -- три таких специалиста: руководитель компании или его заместитель, непосредственно подписывающие аудиторское заключение, специалист, который осуществляет контроль за проведением аудита, и специалист, оценивающий риски. Это международная практика.
-- Центробанк весь прошлый год говорил, что аудиторов, способных провести качественный аудит отчетности по МСФО, можно сосчитать по пальцам одной руки. Сколько сейчас таких компаний?
-- Надеюсь, уже больше. С точки зрения качественного аудита по МСФО оценить уровень готовности отечественных фирм сложно. Я бы не стал сомневаться в членах первой десятки аудиторов (по объему годовой выручки. -- Ред.), возможно, есть и ряд других компаний.
-- А критериям, которые изложены в рекомендациях ЦБ, соответствует меньше десяти фирм?
-- Не обязательно. Может быть, меньше, а может, и больше. Время идет, аудиторы готовятся, и появятся новые компании, которые по показателю выручки могут не входить в число крупнейших, но при этом обладать необходимым уровнем подготовки.
-- Все-таки «десятка» -- это очень мало...
-- Надо учитывать, что ЦБ дал достаточно времени на подготовку и отвел на проверку первой международной отчетности банков почти девять месяцев. Это существенное послабление -- согласно первому стандарту аудиторской деятельности аудит бухгалтерской отчетности должен проводиться в первые шесть месяцев после ее подачи. Вместе с тем переход на МСФО -- это и проверка на прочность самих банков. Возможно, после того как некоторые из них подготовят свою «отчетность», аудировать там будет просто нечего.
-- Среди 50 крупнейших банков только два пользуются услугами российской компании для проверки международной отчетности. По-вашему, на рынке банковского аудита всегда будет доминировать «большая четверка»?
-- Доминанта «большой четверки» отражает состояние нашей экономики. Если бы экономика России была аналогична американской или европейской, возможно, наши аудиторы и были бы в числе лидеров. Механизм прост: если компания выходит на рынок международных займов, то у нее должен быть аудитор, которому доверяют во всем мире. И не беда, а благо то, что наши банки с помощью международных аудиторов могут выйти на мировые рынки капитала. Лидерство «большой четверки» в банковском аудите всегда существовало, по крайней мере по объему аудированных активов. По количеству банков-клиентов, видимо, нет. Возможно, что значительная часть банков -- по сути не банки, а финансовые компании.
-- ПКС пишет, что Центральный банк превысил свои полномочия, выдвигая требования к аудиторам, тогда как регулированием их деятельности по закону занимается Минфин...
-- Во-первых, рекомендации, которые издал Центробанк, не являются нормативным документом, и за их невыполнение никаких надзорных санкций не предусматривается. Более того, Центробанк уточнил, что банки, которые уже составляют международную отчетность, не должны менять ее в соответствии с рекомендациями. Центробанк просто сказал: отчетность должна быть заверена аудиторами, понимающими международные стандарты. Соответственно, горе тому аудитору, который этого не знает.
-- На днях должен состояться специальный совет по аудиторской деятельности, посвященный этому конфликту. Чем, на ваш взгляд, может закончиться противостояние аудиторов и ЦБ?
-- Надеюсь, специальный совет будет стремиться определить, что такое методические рекомендации и как к ним относиться. Надо учитывать, что никакой суд не признает эти рекомендации обязательным нормативным документом, который надо отменять. Однако право обратиться в суд у общественных организаций есть. Пока они, как мне кажется, пошли не по пути защиты аудиторского сообщества, а по пути отрицания разумных критериев и пиара. Надеюсь, обмен мнениями позволит им занять правильную позицию.
-- А в целом банковский сектор успеет составить первую отчетность на МСФО к октябрю этого года?
-- Пока в полной мере говорить, что все банки выполнят сроки, о которых было заявлено, преждевременно. Проблемы остаются. У нас, например, до сих пор нет официального перевода международных стандартов на русский язык. В результате те термины, которые используются в МСФО и в нашем законодательстве, имеют разные юридические последствия. Но это не вина Центрального банка, а его беда.
-- У вас нет опасений, что ваша позиция будет увязана с результатами тендера по выбору аудитора Центробанка, который выиграл консорциум PricewaterhouseCoopers и ФБК?
-- Могу сказать, что аудит Центробанка в доле выручки нашей компании не составляет даже десятка процентов, и быть зависимыми от ЦБ лишь потому, что мы являемся его аудитором, у нас нет оснований. Напротив, это Центробанк находится в ситуации, когда он должен учитывать наше мнение. Кроме того, как верно заметило аудиторское сообщество в обращении к органам госвласти, Банк России не является органом, лицензирующим деятельность аудиторов.
Беседовал Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ