|
|
N°18, 04 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейский опыт
Иногда, несмотря на наличие страховки, выгоднее заплатить самому
На европейских дорогах место, где случается автопроисшествие, тотчас же становится целью своеобразных гоночных состязаний как минимум трех «ангелов-спасителей» -- скорой помощи, пожарной охраны и дорожной полиции. Однако спешит это трио к пострадавшим далеко не всегда. Все зависит от конкретных обстоятельств, характера и тяжести случившегося, и, разумеется, главным аргументом в пользу его вызова является наличие травм или увечий у водителей или пассажиров.
Далеко за примером ходить не надо. На днях мой сын, трогаясь на своем Fiat Punto со светофора на одном из центральных берлинских перекрестков, не посмотрел как следует по сторонам и слегка зацепил стоявшую в соседнем ряду машину. В ней за рулем сидел такой же молодой парень с явно небольшим водительским стажем. Обе машины, понятно, застрахованы как минимум на гражданскую ответственность. Это в Германии положено по закону, и уклониться от его выполнения нереально без всевозможных неприятностей с полицией. Без предъявления такой страховки нельзя зарегистрировать машину. О расторжении страхового договора страховая компания обязана тут же информировать полицию. В новую страховую компанию необходимо вступать тем же числом. И горе тому, у кого незастрахованная машина просто день-другой постояла без движения. Включается районная прокуратура, которая высылает грозное письмо о нарушении закона об обязательном страховании. Переписка со стражами порядка чаще всего завершается денежным штрафом.
Зная обо всем этом, мой сын и другой участник автопроисшествия решили вызвать полицию, чтобы задокументировать все наверняка. Прибывший на место дежурный патруль не удостоил оба «аварийных» автомобиля сколько-нибудь серьезного внимания. Зато оба полицейских с удовольствием принялись за воспитание подрастающего водительского поколения Германии: «Вас разве в автошколе не учили, что все незначительные столкновения, совершенные без ущерба для здоровья людей, регулируются исключительно через страховку?» На самом деле, если существует некий консенсус между участниками автопроисшествия относительно того, что на самом деле произошло, то достаточно собственноручно запротоколировать все случившееся, обменяться подписями (включая, понятно, и свидетелей) -- и поскорее звони в свою страховку. А уж она-то и обязана разобраться, кто сколько кому и когда платит по данному конкретному ущербу.
В Германии правого и виновного в автопроисшествии определяет лишь страховая компания, а не полиция. Поэтому золотое правило, выполнения которого требуют все страховые агенты: ни в коем случае -- даже если ты явно виноват -- нельзя признавать свою вину в полицейских протоколах. Кстати, фактом признания является, в частности, уплата штрафа на месте, который выставляет полиция.
Все страховые «разборки» в Германии упрощены до предела. А как только страховая компания сообщает тебе, что виновата противоположная сторона, отвозишь машину в ремонтную мастерскую, которая и берет на себя все заботы по расчетам со страховщиками. В таком случае мастера, понятно, накручивают стоимость ремонта в счета по максимально допустимым ставкам. Однако владельца машины все это не интересует -- он получает лишь свое восстановленное авто.
Можно, правда, и самому выставить, как здесь говорят, «вражеской страховке» счет за причиненный ее клиентом ущерб. А в него включается не только стоимость ремонта, но и аренда другого автомобиля на период ремонта или такие мелочи, как трата времени, телефона и т.п. (это, как правило, вписывается стандартными 50 евро). Впрочем, получив деньги от страховки, ремонтировать автомобиль вовсе не обязательно. Я уже полтора года езжу на своем VW-Passat с двумя крошечными вмятинами на задней дверце. На парковке перед супермаркетом в мой автомобиль «въехал» замечтавшийся пешеход, который вез перед собой металлическую корзину, полную покупок. Его страховой компании вся эта смешная история обошлась примерно в 900 евро, которые я, наверное, так никогда и не донесу по мастерской.
Кстати, мой сын за причиненный им ущерб другому автомобилю решил в конце концов расплатиться из собственного кармана, чтобы не портить себе «страховую историю». Сумма ущерба, о которой договорились оба водителя, оказалась относительно невысокой -- 300 евро. Если бы к происшествию подключилась страховая компания, то уже на следующий год она бы как следует «накрутила» сыну сумму обязательных выплат.
Юрий ШПАКОВ, Берлин