|
|
N°71, 20 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Но наш бронепоезд
Дума вводит военное положение в рамки закона
Если на страну нападет враг, власть будет действовать в строгом соответствии с законом. Основу его заложила вчера Дума, приняв в первом чтении законопроект о военном положении.
Проектов было два -- президентский и депутатский. Причем президентский был обновленным: его Владимир Путин прислал в феврале нынешнего года взамен прежнего, разработанного при Борисе Ельцине и «лежавшего» в Думе с 1997 года. Текст обновленного проекта оказался близким к депутатскому варианту. Поэтому авторы думской разработки из СПС (Сергей Юшенков, Виктор Похмелкин и др.) не стали вчера предлагать свой законопроект в качестве альтернативы, согласившись обсуждать только президентский.
Военное положение, как особый правовой режим, вводится президентом в случае агрессии против России или при непосредственной угрозе агрессии. Под агрессией закон имеет в виду применение иностранным государством вооруженных сил против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. В зависимости от масштабов агрессии военное положение объявляется на территории всей страны или в отдельной местности. Президентский указ должен быть передан по каналам радио- и телевещания незамедлительно после его подписания. Столь же незамедлительно президент обязан направить текст указа в Совет Федерации, которому закон отводит 72 часа на размышление. По истечении этого срока верхняя палата парламента обязана утвердить указ или отказать в этом президенту. Если Совет Федерации не утверждает указ, у президента в запасе остаются пять дней на согласительные процедуры. Если за эти дни президент не убедит сенаторов в своей правоте, и они проголосуют против, то указ прекращает действовать на следующей же день после голосования в Совете Федерации.
Если же сенаторы дают добро, то военное положение будет действовать до тех пор, пока президент его не отменит. На это время вся «государственная машина», вся экономика и политическая жизнь переходят в режим «все для фронта, все для победы».
Среди мужской части населения начинается мобилизация. Предприятия переводятся на выпуск продовольственных и непродовольственных товаров, необходимых для удовлетворения «потребностей государства, вооруженных сил, других войск, воинских формирований, а также нужд населения». Законопроект допускает даже «временное изменение форм собственности организаций», что наверняка будет оспорено депутатами во втором чтении.
Правительство и министерства займутся размещением военных заказов и их финансированием, эвакуацией населения из районов, опасных для проживания, интернированием иностранцев -- граждан стран-агрессоров и проч. Совет Федерации и Госдума будут принимать соответствующие законы, ибо многие положения закона о военном положении требуют специальных нормативных актов.
Митингов, шествий, пикетов и забастовок при военном положении быть не должно. Политические партии и общественные движения смогут функционировать и вести пропаганду и агитацию -- при условии, что действия не подрывают «оборону и безопасность». В противном случае генпрокурор внесет представление о приостановлении. На этом основании президент вправе приостановить деятельность «подрывной» партии.
Охране общественного порядка в военное время придается особое значение: комендантский час, досмотр транспортных средств, жилых помещений, личного имущества граждан. Граждан, вызывающих подозрение, можно задерживать и держать под арестом до 30 суток. Выехать за границу россияне после введения военного положения не смогут. Над СМИ, типографиями, вычислительными центрами и автоматизированными системами будет установлен контроль. «Приемопередающие радиостанции личного пользования» запретят.
Под военную цензуру подпадут не только СМИ, но и «почтовые отправления, телефонные переговоры, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем».
Виктор ХАМРАЕВ