|
|
N°18, 04 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Его боятся США
В Москву приехал президент Международного уголовного суда
В Москву вчера приехал президент Международного уголовного суда (МУС) Филипп Кирш. В центре его внимания -- проблема ратификации Россией статута МУС (Россия подписала статут 13 сентября 2000 года, но ратифицировать не торопится). Г-н Кирш примет участие в открывающейся сегодня в Москве международной конференции «Римский статут Международного уголовного суда: имплементация на региональном уровне».
Пока из 139 стран, подписавших этот документ, ратифицировали его лишь 92. Но для его вступления в силу хватило ратификации 60 государствами. МУС со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды) начал работу 1 июля 2002 года. Это событие омрачилось скандальным торгом в Совбезе ООН. Его затеяли американцы, в связи с продлением мандата миротворцев ООН в Боснии и Герцеговине (большая часть миротворцев там -- американские военные) потребовавшие иммунитета своим гражданам от МУС.
Администрация Джорджа Буша 6 мая 2002 года отозвала подпись из-под Римского статута, поставленную во время президентства Билла Клинтона. С тех пор Вашингтон практикует подписание двусторонних соглашений об иммунитете своих граждан от судебных преследований, связанных с участием в военно-полицейских зарубежных миссиях.
На минувшей неделе ситуацию вокруг МУС обсуждал в МИД России старший помощник госсекретаря США Джон Болтон. Заместитель министра иностранных дел России Юрий Федотов подчеркнул, что Москва не увязывает ратификацию статута МУС с присоединением к нему США и «будет принимать решение, исходя из собственных интересов».
Большинство стран, не ратифицировавших статут, опасаются его использования для политических провокаций. Президент МУС Филипп Кирш пояснил вчера «ВН», что он как раз и собирается снять эти «абсолютно беспочвенные» подозрения: «Развеять недоверие к МУС мы можем, только демонстрируя неполитизированность своей деятельности».
Ныне в МУС расследуются дела по Уганде и Конго. Как уточнил «ВН» г-н Кирш, для возбуждения дела прокурор должен получить соответствующую информацию. На январь 2004 года прокурору МУС поступило 716 сообщений, правда, не все подпадали под юрисдикцию суда. Но от комментариев г-н Кирш уклонился, поскольку это прерогатива прокурора МУС. Не комментировал он и вероятность удовлетворения ходатайства международных юристов о возбуждении дела против правительства Великобритании в связи с войной в Ираке (Лондон подписал и ратифицировал статут МУС). О США речи не было, ибо без спецрешения Совбеза ООН юрисдикция МУС на них не распространяется.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ