|
|
N°17, 03 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страхование ото всего на свете
РЖД просит ввести обязательный сбор с пассажиров электричек
«Российские железные дороги» в очередной раз заявили о своем желании в обязательном порядке страховать всех пассажиров электричек. Попытки убедить правительство в необходимости такой меры железнодорожники предпринимают уже на протяжении многих лет, однако особо актуальной эта проблема стала после ноябрьского взрыва в вагоне электропоезда около Ессентуков. До этого законопроекты об обязательном страховании пассажиров от несчастных случаев (в том числе и на железнодорожном транспорте), обязательном страховании ответственности перевозчиков и пассажиров были заморожены в Думе. Сейчас же проблемой занимается специальная комиссия под руководством вице-премьера Владимира Яковлева. Учитывая, что г-н Яковлев также прорабатывает вопрос об обязательном страховании жилья, можно сделать вывод о намерениях чиновников сделать жизнь людей тотально застрахованной от всего. Вполне возможно, впрочем, что все эти предложения исходят от страховщиков в связи с тем, что аналогичные добровольные услуги не пользуются большим спросом.
Пресс-секретарь г-на Яковлева Ирина Теркина вчера затруднилась сообщить, в какой стадии обсуждения сейчас находится инициатива железнодорожников. Тем не менее, в последнее время все чаще тема обязательного страхования находит понимание у чиновников различного ранга. При этом особую популярность приобрело страхование на транспорте в связи с участившимися случаями терактов и аварий. Первой ласточкой стала обязательная "автогражданка". Однако когда соответствующий закон был принят Госдумой, появилось огромное число желающих его как максимум отменить и как минимум кардинально переработать.
Проблему же страхования на железнодорожном транспорте вчера поднял вице-президент РЖД Владимир Сазонов, напомнивший, что предложение об обязательном страховании пассажиров электричек, внесенное в правительство в конце прошлого года, «сейчас обсуждается». Он считает, что «это необходимо для безопасности людей» -- точно так же, как существование обязательного страхования от несчастного случая для пассажиров поездов дальнего следования. При этом г-н Сазонов привел статистику, в соответствии с которой абсолютное большинство аварий (всего в прошлом году их было 326) происходит на переездах по вине водителей автомобилей.
В электричках до сих пор не существует системы компенсации ущерба жизни и здоровью пассажиров. Однако, как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе РЖД, в отдельных случаях компания оказывала пострадавшим материальную помощь на добровольной основе -- например, после теракта в Ессентуках РЖД взяла на себя расходы на похороны, а также выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавшим. Всего на эти цели РЖД перечислило администрации Ставропольского края 2 млн руб.
Обязательным страхованием пассажиров в поездах дальнего следования сейчас занимается только один страховщик -- подконтрольная МПС компания ЖАСО. Сумма страхового взноса составляет 2,3 руб. и входит в стоимость билета, пассажир считается застрахованным на 10 тыс. рублей. Из собранных с пассажиров денег определенная часть направляется на обновление и реконструкцию подвижного состава, однако какая это часть, неизвестно. В ЖАСО не опровергают (равно как и не подтверждают) планов своего участия в новой обязательной программе, если она будет принята. «Есть различные варианты осуществления подобной страховой защиты, -- заявил представитель компании. -- Мы же считаем, что риски причинения вреда жизни и имуществу пассажиров должны быть застрахованы».
Источник, близкий к РЖД, утверждает, что официальная позиция ведомства в этом вопросе, которая еще формируется, скорее будет выглядеть следующим образом. По всей стране создаются частные компании-перевозчики, которые и будут страховать пассажиров. Страховщики для этих целей будут выбираться, скорее всего, на условиях тендера. «ЖАСО тоже может участвовать в этих конкурсах, -- говорит источник. -- Но монополизация этого вида страхования -- это неправильно, это было бы нерыночно».
Страховщики также подчеркивают необходимость введения обязательного страхования всех без исключения пассажиров, однако затрудняются предположить, по каким тарифам можно страховать их от несчастного случая. «На мой взгляд, страхование пассажиров на транспорте -- нужная вещь, -- считает руководитель департамента страхования жизни Страхового дома ВСК Алексей Храпов. -- Причем не только в электричках, но и во внутригородском транспорте. Другое дело, что пока непонятно, как будет осуществляться страховая защита. Очень многое будет зависеть от тарифных ставок, от их соответствия убыточности этого вида страхования. И конечно, необходимо увеличивать сумму страхового возмещения, потому что выплата в 10 тысяч рублей -- смешные деньги для семьи, потерявшей, к примеру, кормильца».
В то же время правительственный чиновник полагает, что к тотальному обязательному страхованию граждан все-таки стоит подходить осторожно. «Конечно, страхование развивать нужно, особенно на транспорте, однако предложение о его обязательности больше напоминает желание страховщиков получить побольше прибыли, -- говорят в Белом доме, -- логичнее было бы все же активнее развивать отрасль на базе добровольных услуг».
Михаил КУКУШКИН, Алексей РОЖКОВ, Николай ГОРЕЛОВ