|
|
N°17, 03 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва предложила Тбилиси «что-то среднее»
Найден компромисс для вывода российских баз из Грузии
Москва и Тбилиси ведут мучительный поиск компромиссного решения по проблеме российского военного присутствия в Грузии, и вчера первый замначальника Генштаба РФ генерал-полковник Юрий Балуевский предложил грузинам, как он выразился, «что-то среднее». Москва настаивает, что «при всех благоприятных условиях осуществить вывод российских военных баз из Грузии в течение трех лет нереально». Но теперь Россия готова отказаться от запрашиваемых ранее сроков в 11 и 12 лет. Генерал Балуевский назвал вчера новые сроки -- семь или девять лет. И признал, что "в бюджете Минобороны РФ на 2004 год средств на создание необходимой инфраструктуры для выводимых из Грузии войск нет".
Судьба российского военного присутствия в Грузии будет в центре предстоящих в Москве переговоров между президентами России и Грузии. Ожидается, что Михаил Саакашвили прибудет в российскую столицу 11 февраля.
Начальник Главной военной инспекции президента Грузии Гиви Иукуридзе продолжает настаивать, однако, что срок в три года для вывода баз вполне реален. «А решить проблемы с финансированием могут помочь американские партнеры Грузии. Для этого американцам надо предоставить точные финансовые расчеты», -- уверен Иукуридзе. Как говорил ранее министр обороны Сергей Иванов, деньги Москве нужны хотя бы для того, чтобы «обустроить новые военные городки для выводимых из Грузии баз и военнослужащих». Но Минфин России отведет на это средства только после подписания соответствующего межгосударственного договора между Россией и Грузией. Есть шанс, что американцы спонсируют вывод российских баз, выделив для этого примерно полмиллиарда долларов. Известно, что, по российским расчетам, для вывода понадобится как раз около 11 млрд рублей.
Как сообщил «ВН» источник в МИД Грузии, в Тбилиси почти подготовили пакет новых предложений по "базовому вопросу". Российским военным после закрытия баз в Батуми и Ахалкалаки предложат пожить в Грузии, пока в России не решат их квартирный вопрос. Но свыше 50% примерно из трех тысяч военнослужащих 12-й Батумской и 62-й Ахалкалакской баз -- местные жители, получившие гражданство России. Поэтому вопрос проживания на самом деле не самый острый. Среди других предложений -- дифференцированный подход к выводу баз: сначала Батумская, затем Ахалкалакская, или наоборот. По словам нашего источника в МИД Грузии, принципиально то, что базы должна покинуть техника, превышающая квоты, предусмотренные Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Грузины считают, что этого требуют решения Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года (в Москве говорят, что эти решения носили рекомендательный, но не обязательный характер).
До Стамбульского саммита в Грузии дислоцировались четыре российские военные базы. Вазианская база, находящаяся близ Тбилиси, была своевременно передана минобороны Грузии под элитную 11-ю бригаду грузинской армии. Россия утверждает, что ликвидировала и базу в абхазском городе Гудаута, однако грузины, не контролирующие эти территории, настаивают на проверке со стороны ОБСЕ. Теперь стороны препираются насчет того, кто должен обеспечить безопасность международных контролеров. В Тбилиси настаивают, что Гудаутская база с ее стратегическим аэродромом более не должна быть военной, чтобы годы спустя она не досталась абхазской армии.
На двух оставшихся российских базах (12-я в Батуми и 62-я в Ахалкалаки) сосредоточено реально 3 тыс. военнослужащих (по штатному расписанию -- 6 тысяч). Помимо мотострелков, на базе в Батуми находится отдельный танковый батальон, самоходный артиллерийский полк, авторемонтный завод и зенитчики. В Ахалкалаки, на 62-й базе, мотострелкам приданы самоходный артиллерийский полк, отдельный противотанковый дивизион и батальон связи. Обе базы имеют статус дивизионного развертывания.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Иван ГОРБУНОВ