Время новостей
     N°17, 03 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2004
Из «Варяг» в «Титаники»
Канал "Россия" обещает показать уникальные кадры с места гибели легендарного крейсера
Российским документалистам, похоже, не дает покоя слава голливудского режиссера Джеймса Кэмерона, не только снявшего трехчасовой художественный фильм о гибели «Титаника», но и выпустившего недавно на экраны документальный проект «Призраки бездны» -- с уникальными кадрами все того же затонувшего английского суперлайнера, а также немецкого крейсера «Бисмарк», затонувшего во время второй мировой войны. На кэмероновские фильмы журналист ВГТРК Алексей Денисов решил ответить двухсерийной документальной лентой «Крейсер «Варяг». Премьера фильма состоится 9 и 10 февраля на телеканале «Россия» и будет приурочена к 100-летию героической гибели корабля-легенды. Анонсируя вчера это событие, г-н Денисов продемонстрировал то немногое, что сегодня осталось от «Варяга» и удалось привезти в Москву -- таблички, трубки от паровых котлов, фрагмент кингстона. По его словам, фильм «Крейсер «Варяг» стал достаточно дорогостоящим проектом, даже несмотря на то, что за вывоз из страны фрагментов корабля Великобритания не взяла ни копейки, а музеи предоставляли материалы для фильма совершенно безвозмездно.

Журналистам ВГТРК удалось найти останки крейсера весной 2003-го у берегов Южной Шотландии -- там, где последний раз затонул корабль, команда которого во время Русско-японской войны 1904 года в неравном бою с 15 судами противника предпочла открыть кингстоны, а не сдаваться в плен. Впрочем, в плену «Варяг» все равно побывал. В 1905 году японцы подняли крейсер, и десять лет он ходил под флагом Страны восходящего солнца под тем же именем -- в знак уважения к подвигу русских моряков японцы не стали менять название судна. В 1916 году Россия выкупила «Варяг» и отправила его на ремонт в Англию. Но довести до конца это благое дело помешала революция. Кораблем заинтересовались немцы и купили его для переплавки. Но и до Германии ветхому крейсеру не было суждено добраться. «Варяг» вновь затонул.

Как признали вчера участники экспедиции ВГТРК, они, по сути, были первыми, кто в последние 80 лет проявлял интерес к истории крейсера. Именно им удалось установить, что «Варяг» не был разобран на металлолом, а так и остался лежать близ побережья у города Гирван. Впрочем, от «Варяга» мало что осталось -- в 1925 году, дабы обезопасить шотландские рыболовецкие корабли от столкновения с затонувшим судном, корпус легендарного крейсера был взорван, и его фрагменты разбросало на сотни метров вокруг. Тем не менее, как утверждает Алексей Денисов, обнаруженные участниками экспедиции многослойная броневая палуба, остатки машинного отделения, паровые котлы, шлюпбалки и другие фрагменты «Варяга» сохранились в прекрасном состоянии.

Подводные съемки, длившиеся почти две недели, займут всего десять минут фильма. Однако журналисты ВГТРК обещают показать и другие фото- и видеоматериалы, которые никогда прежде не были доступны российскому зрителю. С помощью компьютерных технологий в фильме будут воссозданы внешний облик «Варяга» и картина боя.

Правда, авторы фильма, не стесняясь называющие сенсационными свои находки, все же весьма скромно оценивают шансы на то, что история «Варяга» станет в России столь же популярной, как история любви Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслен на палубе «Титаника». Руководитель студии документальных фильмов телеканала «Россия» Сергей Алексеев считает, что достойным финалом проделанной журналистами ВГТРК работы могла бы стать установка на месте гибели «Варяга» памятного знака. Однако, по его словам, особого энтузиазма у российских властей эта идея пока не вызвала.

Надежда СТЕПАНОВА
//  читайте тему  //  Кино