|
|
N°71, 20 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ложка, кружка и смена белья
Константина Шора вызвали в прокуратуру с адвокатом
Над столичным главком Центробанка продолжают сгущаться тучи. Его начальник Константин Шор был вызван для дачи показаний по делу о кредите СБС-Агро вместе с адвокатом. Как правило, такая оговорка в повестке свидетелю означает намерение следователя предъявить обвинение. Однако узнать об истинных планах Генпрокуратуры пока невозможно. Вчера пресс-служба Московского ГТУ ЦБ «в связи с обращениями СМИ с просьбой прокомментировать информацию о вызове 20 апреля в Генпрокуратуру К.Б. Шора» сообщила о том, что тот «проходит курс лечения в медицинском центре», а значит, не сможет явиться для дачи показаний.
В самом ЦБ не склонны драматизировать ситуацию и говорят, что г-на Шора вызывают уже в третий раз и он уже давал показания вместе с адвокатом. По нашим данным, через процедуру допроса уже прошли не только сотрудники столичного главка, но и все члены совета директоров Банка России, с которыми следователь беседовал иногда по 5--6 часов. Кроме того, все это время не прекращается выемка документов. Такую ретивость следствия можно было бы только приветствовать, если бы не одно "но". Пока по этому делу обвинение предъявлено только заместителю начальника Московского ГТУ ЦБ Александру Алексееву, а бывшим руководителям СБС-Агро Генпрокуратура не торопится выставлять претензии.
Стоит вспомнить и о том, что Генпрокуратура занялась этим расследованием по настоянию губернаторов, недовольных тем, что Центробанк начал списывать деньги со счетов региональных администраций, выступивших гарантами по кредиту СБС-Агро, а когда те воспротивились, начал взыскание денег через суд. Только Чувашия полностью и частично -- Алтайский край без принуждения погасили обязательства по договору поручительства. На сегодня МГТУ предъявил 43 иска 43 субъектам федерации на сумму около 6,8 млрд руб. В 41 иске арбитражный суд первой инстанции отказал, однако в результате рассмотрения кассационных жалоб столичного главка 21 дело направлено на новое рассмотрение. Еще 15 решений об отказе Центробанку в исковых требованиях планируется вскоре опротестовать в порядке надзора. В самом Банке России, судя по всему, ход расследования связывают именно со своей активной судебной «деятельностью» и твердым намерением получить с губернаторов «компенсацию» за гарантии.
На просьбу газеты «Время новостей» прокомментировать сложившуюся ситуацию глава Центробанка Виктор Геращенко сказал: «Я был в Генпрокуратуре, давал показания и ничего в этом не вижу неправильного -- там расследуют это дело, поскольку губернаторам неохота платить по гарантиям, которые они навыдавали, не очень задумываясь о том, что подписывают». Однако он выразил недоумение, что «начинают придираться к чиновникам городского управления ЦБ, которые выполняли решение совета директоров». «Алексеев не мог превысить должностные полномочия: он выполнил то, что ему было предписано через лимитное разрешение советом директоров Банка России, а если бы не выполнил, тогда его гнать надо было бы. Тогда вы меня вызовите, арестуйте и отстраните от должности», -- заявил г-н Геращенко.
По нашим данным, г-н Алексеев обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ст. 286 часть 3 УК предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 10 лет). По версии Генпрокуратуры, его вина состоит в том, что он подписывал документы по техническому оформлению выдачи кредита СБС-Агро в нарушение условий, установленных советом директоров Банка России и кредитным договором. Правда, руководство самого ЦБ с этим не согласно и пытается обжаловать в Генпрокуратуре привлечение Алексеева в качестве обвиняемого и постановление о его отстранении от должности.
Светлана ПЕТРОВА