|
|
N°16, 02 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очень старый флот
Госкомрыболовство занялось проблемами безопасности мореплавания
Госкомрыболовство считает, что в российском рыболовецком флоте лишь 30% судов можно использовать безопасно. Остальные морально или физически устарели. Об этом в конце прошлой недели на совещании по проблемам безопасности мореплавания заявил глава комитета Владимир Бурков. По его словам, согласно действующим нормам срок службы судна не должен превышать 18--20 лет, но таких судов в России очень мало.
Такое положение не может не приводить к аварийным ситуациям. Только за прошлый год на рыболовецком флоте произошло 44 аварии, в которых погибло два человека. Причем, по словам начальника управления мореплавания Владимира Соколова, это самый низкий результат за последнее десятилетие. К примеру, в 2002 году было 63 аварии, в которых погибло 22 моряка. А пик аварийности пришелся на 1994--1996 годы, когда 100 морских аварий в год было нормой. Некоторое улучшение ситуации связано в первую очередь с административными решениями -- ужесточением требований со стороны Госкомрыболовства по подготовке судов и судовых экипажей, повышению эффективности работы государственных администраций портов по контролю за функционированием систем безопасности рыбопромысловых компаний. Во всех компаниях, имеющих рыболовецкий флот, введен пост заместителя генерального директора по безопасности, который проходит аттестацию непосредственно в Госкомрыболовстве. Создана и система береговых тренажерных и учебных центров, где, в частности, могут быть смоделированы и штормовые условия.
По словам г-на Соколова, основные причины возникновения аварийных ситуаций -- несоблюдение общепринятых приемов управления судном и положений о технической эксплуатации судов, их изношенность и некачественный ремонт, а также неправильное маневрирование с орудием лова и форсмажорные обстоятельства.
Однако безопасность морской деятельности -- это не только борьба с авариями. Согласно «Морской доктрине», утвержденной президентом в 2001 году, безопасность морской деятельности включает поиск и спасение на море, безопасность мореплавания, а также защиту и сохранение морской среды.
Так что, с точки зрения Госкомрыболовства, нельзя обойтись без государственного контроля за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, подготовке и сертификации их экипажей. Особое внимание необходимо уделять безопасности в промысловых районах, где в одно и то же время могут находиться до 150 судов.
В целях реализации «Морской доктрины» управление мореплавания разработало целый ряд специальных мероприятий. В их число вошло наблюдение за флотом, находящимся в море и портах, контроль за работой государственных администраций рыбных портов.
В последнее время сокращается число задержаний российских рыбных судов в иностранных портах. В 2003 году таких случаев было зарегистрировано только 20. Для сравнения -- в 2001 году было задержано 65 российских судов. Чаще всего задержания связаны с состоянием корпуса судна и спасательных средств. Главная причина -- попытка хозяев судов сэкономить на ремонте и таким образом добиться дополнительной прибыли. Для избежания подобных задержаний, бросающих тень на имидж России, Госкомрыболовство принимает дополнительные меры по ужесточению требований к безопасности и эксплуатации судов. При выходе в море все суда, следующие в иностранные порты, планируется обязать иметь при себе необходимые запчасти на случай непредвиденных поломок.
Все эти меры, безусловно, способны еще более снизить аварийность в рыболовецком флоте. Однако без существенного обновления флота полностью разрешить эту проблему невозможно.
Иван ГОРДЕЕВ