Время новостей
     N°16, 02 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2004
«Золотой орел» глядит на Запад
Церемонию вручения российских премий увенчал визит трех классиков мирового кино
То, что на церемонию вручения премии «Золотой орел» ожидают Франко Дзефирелли, было известно заранее, тем более что маэстро прибыл в Москву ставить мюзикл. Анджей Вайда -- он в некотором роде свой, польский, он у нас частый гость. Но появление Милоша Формана -- ему вручили приз за вклад в мировое кино -- стало абсолютным сюрпризом. Овацию ему устроили, не сравнимую с теми довольно вялыми аплодисментами, которыми встречали отечественных лауреатов. Никита Михалков был очень доволен и заботливо поправлял усики микрофонов, чтобы дорогого гостя было хорошо видно.

Тем более что главным для успеха церемонии были не собравшиеся в зале академики, члены съемочных групп номинированных фильмов, представители спонсоров и журналисты, а те миллионы телезрителей, которым суждено увидеть трансляцию этого события по каналу «Россия». Вообще, не очень понятно, почему премию, которую организаторы сами назвали «главной национальной наградой в области кино», не сделать, например, премией для телевизионных фильмов, тогда все, занятые в кинотелепроизводстве, будут отмечены, а шуму вокруг и внимания публики станет еще больше. И не будет таких смешных несуразностей, как номинация Инны Чуриковой на второстепенную женскую роль в сериале «Идиот», за которую она уже получила «ТЭФИ» в номинации «Главная женская роль». Канал «Россия», готовясь к получению наград за свои два знаменитых проекта -- «Бригада» и «Идиот», -- активно участвовал в продвижении бренда «Золотой орел», демонстрируя рекламные ролики всю предшествующую неделю. А украшением церемонии для народа стали любимцы публики Юрий Стоянов и Александр Алейников, которые в духе «Городка» комментировали фильмы-претенденты на звание лучшего фильма года, а также Николай Басков и Михаил Задорнов. Все это было зрелищно и в духе традиционных телевизионных праздников, но довольно мало связано с кино как таковым. Тем более что шутки, которые отпускали ведущие, были какие-то отрицательные, что ли... Негативные.

Тем не менее праздник должен быть устроен вокруг какого-то события, и оно было. И приезд Формана, и появление Дзефирелли с Вайдой, и конферанс вальяжного и душевного Михалкова -- все это имело смысл только в связи со славой старого советского и с надеждами на новое российское кино.

Почти все премии оказались вполне достойны возложенного на них смысла. Дзиферелли вручил приз за лучшую режиссуру Вадиму Абдрашитову (правда, самого лауреата на церемонии не было), а Форман -- за лучший фильм Андрею Звягинцеву (этот был и сказал, что «рад награде на родине», а продюсер Дмитрий Лесневский добавил, что здесь все как-то нервнее). За лучшую женскую роль наградили Ирину Пегову из «Прогулки», и ее, счастливую и хорошенькую, с удовольствием целовали лауреат и вручант в одном лице Олег Янковский и Никита Михалков. Евгений Миронов, получивший «Орла» за лучшую мужскую роль (Мышкина, разумеется), посетовал на некоторое равнодушие зала, но ему ответили бодрыми аплодисментами. В отличие от прошлого года, когда почти все «Орлы» ушли «Кукушке», на этот раз отметили почти все номинированные фильмы. Так что можно считать, что российское кино действительно готово ко многому, в том числе и к растущим амбициям сообщества. Праздновать подано.

Алена СОЛНЦЕВА