|
|
N°16, 02 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фабрика собственных мифов
30 января на «Мосфильме» отметили юбилей, 80 лет. Сегодня генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров с гордостью отчитывается за свои успехи: на студии проведено переоборудование, приватизация, противником которой он является, отложена на неопределенный срок, а павильоны полны жизни. Внутри кинематографического сообщества эти успехи оценивают по-разному.
Вопросов скопилось достаточно много, и несмотря на то, что на официальном уровне судьба «Мосфильма» до 2008 года в основных чертах определена, споры вокруг киностудии не утихают.
Попробуем перечислить круг главных проблем, возникающих в кулуарах и не имеющих пока однозначного ответа.
Правильно ли, что «Мосфильм» перестал снимать свое собственное кино? Сейчас в производстве только одна картина -- «Всадник по имени Смерть», по книге Бориса Савинкова, которую снимает сам Карен Шахназаров. Прежде «Мосфильм» был инициатором тех фильмов, которые на нем снимали, его руководство было заинтересовано в поиске и привлечении к работе наиболее ярких, способных режиссеров. Сейчас киноконцерну в принципе все равно, кто и какие фильмы снимает, арендуя его площади и производственную базу. Это уберегает его от финансовых рисков, особенно в период, когда отечественное кино редко окупается в прокате. Упор сделан на развитие технической базы и ее эксплуатацию. И доходы «Мосфильма» складываются из тех денег, что ему платят за предоставление услуг, в том числе -- и это весьма значительная часть -- и за дублирование и тиражирование зарубежных фильмов. Именно поэтому из 120 картин, которые сейчас находятся в производстве, более половины -- телевизионные сериалы, а остальные принадлежат самым различным кинокомпаниям. С этим же связан и тот факт, что наиболее интересные, яркие фильмы последних лет сняты не на «Мосфильме» -- в первую очередь привлекший внимание всего общества фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». То есть если на базе «Мосфильма» и производится «значительная часть отечественной продукции», то вряд ли можно сказать, что это лучшая ее часть.
Еще одно: Карен Шахназаров часто повторяет, что «Мосфильм» является «не только крупнейшей, но и лучшей студией в Европе». Однако, во-первых, возникает вопрос, а хорошо ли быть крупнейшей? Выгодно ли это, и почему в европейских странах не построили такую студию, просто не потянули? Или сочли нерентабельным? И если «Мосфильм» -- лучшая студия, то почему на ней не снимают фильмы зарубежные продюсеры? Зато российские то и дело норовят оставить свои деньги в Финляндии, во Франции, даже в Белоруссии. Лучшая или уникальная? Это разные вещи.
И последнее. Сейчас государство активно финансирует производство фильмов. И то же государство дает деньги на развитие «Мосфильма», строительство новых павильонов, культурного центра, складских помещений. После уже состоявшегося акционирования Студии Горького и грядущего акционирования «Ленфильма» «Мосфильм» остается единственным государственным унитарным предприятием среди киностудий. Не возникнет ли соблазна обязать продюсеров, получающих государственные средства на свои фильмы, тратить их только на «Мосфильме»? И таким образом нарушить конкурентную основу для развития кинобизнеса.
Обсуждение проблем «Мосфильма», за свои 80 лет пережившего самые разные фазы развития и сегодня, очевидно, начавшего принципиально новый этап существования, должно продолжаться. Тем более что до 15 февраля Карен Шахназаров должен представить детальную программу производственно-технического развития киноконцерна «Мосфильм» на период 2004--2008 годов. И чем меньше останется неясных для общества вопросов, тем лучше и для самого «Мосфильма», и для кинопроцесса в целом.
Уставный фонд киноконцерна "Мосфильм" составляет 150 млн руб.
Базовая стоимость основных средств -- 731,3 млн руб.
Рентабельность производства -- 36,5%.
Общая площадь -- 34 га.
Общая площадь зданий -- 179 тыс. кв. метров.
Число сотрудников -- 1465 человек.
Алена СОЛНЦЕВА