|
|
N°16, 02 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мнения экспертов о событиях прошедшей недели
Максим ДИАНОВ, директор Института региональных проблем:
-- Самым значительным событием, конечно, было окончание сдачи в Центризбирком подписных листов от кандидатов в президенты. Теперь осталось подождать еще до следующей недели, и непосредственно перед периодом агитации будет ясен окончательный список кандидатов. Я бы сказал, что в этой ситуации вопрос о регистрации Сергея Глазьева и Ирины Хакамады находится буквально «на флажке». И у Глазьева, и у Хакамады с количеством подписей не было проблем, а вот с качеством -- были.
Вызывает интерес ситуация вокруг блока «Родина». Его преобразование в партию -- естественный процесс, это ожидалось с 7 декабря. Что касается активно обсуждаемых трений между Глазьевым и Рогозиным, то это болезнь роста и борьба за лидерство. На момент избирательной кампании формальным лидером и «лицом блока» был Глазьев, потому что его рейтинг был гораздо выше, чем у Рогозина. Но организационные структуры в регионах в основном были рогозинские. Это и предопределило разногласия. Что касается выдвижения Глазьева в президенты, тут важно не то, поддержит ли его блок «Родина», а другое. Рейтинг Путина -- около 80%, а «Единая Россия» как пропрезидентская партия получила на выборах 37%. Куда ушли остальные проценты? К Жириновскому и той же «Родине», так как Глазьев на парламентских выборах не выступал против Путина и собрал часть президентского электората. А теперь он будет вынужден выступать как оппонент президента. И еще неизвестно, за Путина или за Глазьева проголосуют 14 марта те, кто в декабре голосовал за «Родину» как за поддерживающую президента структуру. А если лидер блока получит на выборах меньше, чем сам блок, то это не очень приятная ситуация.
На этой неделе, я думаю, от правительства или администрации президента будут озвучены какие-то экономические инициативы с прицелом на выборы. Это ознаменует фактическое начало агитационной кампании.
Антон СТРУЧЕНЕВСКИЙ, экономист управляющей компании «Тройка Диалог»:
-- Самым важным было то, что агентство Standart&Poor's повысило рейтинг России на одну ступень. Теперь нам, по версии S&P, осталась только одна ступень до инвестиционного рейтинга. Это скорее признание того, что в прошедшем году что-то было сделано: началась реформа в сфере электроэнергетики, были приняты законы о валютном регулировании, закон о страховании депозитов. Направление хорошее, и мы по нему медленно, но движемся. Ко всему прочему были опасения, что после ареста Ходорковского начнется масштабный отток капитала из страны, но, как показывает статистика федеральных резервов, этого не произошло, и даже есть признаки того, что экономический рост в ноябре--декабре снова ускорился. Это, конечно, хорошо. Но, с другой стороны, надо четко понимать, что у нас исчерпан своего рода рейтинговый лимит, при котором нам повышают рейтинг только за то, что у нас хорошая макроэкономическая ситуация. Скорее всего у нас и в новом году будет стабильная макроэкономическая ситуация, и это уже не повод для повышения рейтинга. S&P -- довольно консервативное агентство, и оно ждет дальнейших реформ от российского правительства. Поэтому инвестиционный рейтинг нам если и будет присвоен, то скорее всего не раньше конца этого года -- начала следующего.
Мои ожидания сейчас связаны с первой половиной февраля. Правительство должно 12 февраля обсудить план ожидаемых со следующего года изменений в налогообложении. Будет интересно посмотреть, до чего они договорятся, будет ли снижен единый социальный налог, что ждет в связи с этим социальную сферу.
Записала Наталья РОЖКОВА