|
|
N°71, 20 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крылышки Буша
Польшу склоняют к покупке американских истребителей
Под давлением новых союзников Варшава объявила о планах обновления военной авиации. В ближайшие месяцы масштабная битва западных оружейных гигантов развернется вокруг тендера на поставку Польше нескольких десятков многоцелевых истребителей. НАТО требует, чтобы к 2006 году Польша обзавелась 60 новыми машинами. В настоящее время польские ВВС обладают лишь 22 сравнительно новыми истребителями МиГ-29, остальные две сотни боевых самолетов -- это устаревшие МиГ-21 и Су-22.
Условия тендера министерство обороны Польши распространило по закрытым дипломатическим каналам. Требования Варшавы неизвестны -- идет ли речь о новых или подержанных самолетах, будет ли покупка сочетаться с лизингом, неясно также, какие требования были выдвинуты по встречным, «офсетным» инвестициям продавцов в польскую авиапромышленность.
Поскольку речь идет о сумме в 3,5 млрд долл., страсти разгораются нешуточные. Отчасти деньги будут получены за счет сокращения численности войск на 25% до 150 тыс. к 2006 году, продажи армейского имущества и приватизации части вспомогательных служб. Но этого мало, так что правительству придется принимать специальный закон о финансировании закупки истребителей, выделяя на это 0,05% ВВП ежегодно до 2015 года.
Ранее кабинет премьера Ежи Бузека склонялся к тому, чтобы взять в лизинг американские F-16 фирмы Lockheed Martin, но это предложение подверглось критике за пренебрежение к западноевропейским союзникам. Однако Вашингтон не теряет надежд на победу -- во время недавней встречи с главой польского МИДа Владиславом Бартошевским госсекретарь США Колин Пауэлл, по словам пресс-секретаря госдепартамента Ричарда Баучера, «побуждал их покупать лучший самолет. Он сказал, что этот самолет -- наш». Запланированная на июнь (именно тогда Варшава собирается окончательно выбрать нужный ей истребитель) поездка в Польшу президента Буша выглядит как откровенно лоббистское мероприятие.
В борьбе за польский контракт у F-16 есть два европейских конкурента -- это шведско-британский Gripen и французский Mirage 2000. За плечами их производителей стоит мощная поддержка правительств, которые были бы рады сбагрить полякам подержанные самолеты из арсеналов собственных ВВС. Конкуренты стремятся посулить Варшаве наиболее выгодные условия поставки, обещая отплатить за заказ инвестициями и передачей ноу-хау -- французская фирма Dassault уже предложила Польше лицензию на производство Mirage 2000-5 MK2.
В уже завершившемся тендере по средним транспортным самолетам успех выпал на долю испанцев. «Мы были в Косове, пожалуй, единственной армией, которая отправила солдат железной дорогой, как в XIX веке», -- не без иронии заметил министр обороны Бронислав Коморовский перед тем, как объявить, что десяток испанских CASA C295 придет на смену устаревшим советским Ан-26. В ходе окончательных переговоров поляки хотят обязать CASA принять участие в приватизации находящегося на грани банкротства авиазавода PZL Okecie в Варшаве. Чтобы превратить его в региональный сервисный центр для своей техники, испанцам придется выложить не менее 200 млн долларов.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава, Александр ТИМОФЕЕВ