Время новостей
     N°70, 19 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2001
Классическая музычка
Сегодня ОРТ начинает показ американского сериала об истории джаза
Все 12 серий телеэпопеи с простым и емким названием «Джаз» будут демонстрироваться по четвергам, в 23.40, образуя, таким образом, целый телевизионный джазовый сезон. Сериал, снятый известным американским режиссером-документалистом Кеном Бернсом (до этого он снял столь же объемные телеисследования о гражданской войне в США, американских президентах и бейсболе), стал одним из самых масштабных проектов современной музыкальной кинодокументалистики. Он снимался шесть лет, а производство съело 13 миллионов долларов. В итоге получилось фундаментальное исследование истоков и смысла импровизационной музыки XX века, основанное на документальных материалах и комментариях современных звезд и живых классиков жанра -- таких, как Рэй Чарльз, Дэйв Брубек и Уинтон Марсалис. Серия, которая будет показана сегодня, называется «Приворотное зелье», и посвящена она, естественно, зарождению джаза и первым дням его жизни. Она охватывает период от 90-х годов XIX века до 1917 года, который в данном случае выступает не как год русской революции, а как год первых шлягеров в стиле диксиленд. Каждая последующая серия охватывает период в пять--семь лет и рассказывает о характерном стиле внутри этого времени. Например, пятая серия «Свинг: чистое наслаждение» рассказывает о середине 30-х годов и о доминировавших тогда стилях -- свинге и танце джиттербаге.

Сколь детально рассмотрены довоенные годы, столь же поверхностно отражена новая и новейшая история джаза: последняя серия, «Полночный шедевр», охватывает аж сорок лет -- с 60-х годов по наши дни. А ведь речь идет о времени, когда появились фьюжн, джаз-рок, а также различные авангардные и этнические мультижанровые проекты, не говоря уж о каком-нибудь эйсид-джазе 90-х и сотрудничестве джазменов с поп-музыкантами и рэпперами.

И тем не менее ценность сериала несомненна. Не только потому, что джаз, по словам самого Бернса, «портрет двадцатого века, с его открытиями и разочарованиями, потрясениями и противоречиями», но и потому, что на материале истории джаза показано, как "ублюдок с помойки", «музычка для цветных», недостойная ушей белого человека, превращается в серьезный академический жанр. На самом деле так оно всегда и происходит с новыми идеями в искусстве, так что будьте терпимее, господа! И приятного просмотра.

Александр БЕЛЯЕВ