|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учиться у Ван Вэя
Китайской молодежи дали новый образец для подражания
Сегодня в Пекине продолжатся трудные переговоры между КНР и США. Делегации обсуждают столкновение китайского истребителя, который пилотировал объявленный теперь героем летчик Ван Вэй, с американским самолетом-шпионом недалеко от острова Хайнань. После возвращения на родину американского экипажа Вашингтон забыл о недавних «больших сожалениях», вновь резко ужесточив тон по отношению к КНР. Уязвленные китайцы отвечают Америке тем же, поэтому прогресса на переговорах нет и в помине.
Задача Пекина состоит в том, чтобы добиться от США обещания прекратить шпионские полеты у берегов КНР. В ответ на это делегация во главе с высокопоставленным чиновником Пентагона Питером Верга требует немедленно вернуть самолет EP-3E Aries II, объясняя при этом, что разведывательные полеты все равно будут продолжены.
США предлагают два варианта возвращения поврежденного самолета -- отправку на Хайнань бригады механиков для его починки либо вывоз в разобранном виде на американском транспортном самолете. Но разведчик имел несчастье приземлиться на крупной военно-воздушной базе Линшуй, и допуск туда американских военных маловероятен по соображениям секретности и патриотизма. В лучшем случае китайцы сами разберут EP-3E, погрузят набор деталей в контейнер и отправят морем в США.
Официальный Пекин настаивает, что до завершения расследования самолет не отдадут. Представитель Пентагона адмирал Куигли заявил, что отказ Китая вернуть самолет, стоящий 80 млн долл., повредит привлечению в страну иностранных инвестиций, так как иностранные бизнесмены засомневаются в том, «уважают китайцы собственность или нет». Однако кризис пока никак не сказался на инвестициях, напротив -- поток иностранных денег в Поднебесную в последнее время возрос.
По личному поручению президента Буша американцы должны задать «нелицеприятные вопросы» относительно «агрессивного» преследования своих разведчиков китайскими самолетами.
США полагают, что смогут отпугнуть китайские ВВС от разведчиков, если дадут им в сопровождение истребители. Этот вариант чреват вооруженным конфликтом -- в сложившейся ситуации китайские военные вряд ли решатся показать «стратегическому сопернику» слабость, отказавшись от перехвата американских летающих шпионов. Выработка правил «взаимной вежливости» сможет заинтересовать НОАК лишь после того, как китайские разведчики смогут начать полеты вокруг военных баз США на Окинаве или в Южной Корее. Если переговоры о покупке в России четырех самолетов А-50 (АВАКС) увенчаются успехом, этот момент может наступить в не столь отдаленном будущем.
Из инцидента с самолетом Пекин стремится извлечь не только внешнеполитические, но и пропагандистские дивиденды. Потеряв 1 апреля безвестного военного летчика, Китай обрел национального героя и мученика. Цзян Цзэминь подписал указ о посмертном присвоении Ван Вэю почетного звания «Защитник морского воздушного пространства». В этом документе летчику приписан целый ворох положительных качеств -- «крепость духа, хладнокровие, мужество, упорство, патриотизм, революционный героизм». В указе содержится призыв к личному составу НОАК «учиться у Ван Вэя, обладавшего высокой революционной целеустремленностью и благородным духом самоотверженности выдающегося представителя военнослужащих КНР нового поколения».
Символично, что 33-летний Ван Вэй стал современной альтернативой образу 22-летнего «стального солдата» Лэй Фэна, погибшего в 1962 году при выполнении служебных обязанностей. В 60--70-е годы Лэй Фэн пропагандировался среди молодежи как образец самопожертвования и верности председателю Мао. Теперь революционный романтизм сменила рыночная экономика, а идеология классовой борьбы уступила место лозунгам китайского национализма. Погибший под ударами пропеллера американского супостата, Ван Вэй прекрасно подходит на роль патриотического «Лэй Фэна XXI века».
Александр ТИМОФЕЕВ